Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Авторское право и смежные права других стран

    Авторское право считается одним из самых древних институтов права интеллектуальной собственности. Авторское право ведет свою историю со времен, когда духовное творчество сформировалось в самостоятельную деятельность.

    Искажение и заимствование чужих текстов осуждалось еще в Античные времена. Древняя Греция шагнула еще дальше, они не просто осуждали перепись текстов, но и создали специальные положения, согласно которым рукописи, признанные трагедией, должны были находиться в официальном архиве. Обязательным условием был контроль неприкосновенности текста в процессе постановки пьес.

    Определение 1

    Авторское право в современном мире – это совокупность норм, отвечающих за отношения по охране произведений литературы, искусства и науки, установления режима их использования, наделения авторов правами, личными и имущественными, и защите этих прав.

    Современные зарубежные страны, в большей своей части, регулируют авторско-правовые отношения специальными законами.

    Пример 1

    Например, в Соединенных Штатах Америки такие отношения регулируются Законом об общем пересмотре авторского права (1976г.); в ФРГ – Законом об авторском праве и смежных правах (1965г.); во Франции – Кодексом интеллектуальной собственности (1992г.), Законом об охране художественной и литературной собственности (1957г.), Патентным Законом о товарных знаках (1991г.), Законом об авторском праве, правах производителей видеограмм, фонограмм и предприятий аудиовизуального вещания (1985г.); в Японии – Законом об авторском праве (1970г.); в Англии – Законом об авторском праве, промышленных образцах и патентах (1976г.).

    При работе с зарубежными законами необходимо учитывать все происходящие с ними изменения и дополнения. Так, например, ФРГ посредством Второго Закона о регулировании авторского права (вступивший в силу от 25 октября 2007 года) внесли серьезные изменения в авторские права.

    Все чаще литературные объекты, защищенные авторскими права, стали использоваться за пределами национальных границ, в связи с чем была создана система международной охраны авторских прав. Основой этой системы являются Всемирная Женевская конвенция об авторском праве (6 сентября 1952г.) и Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (9 сентября 1886г.).

    Согласно данным конвенциям, авторы произведений стран-участниц, должны соблюдать те же права, что и граждане той или иной страны, а также права установленные вышеупомянутыми конвенциями. Данный принцип национального режима часто упоминается в различных источниках, упоминающих права иностранцев.

    Несмотря на то что данные конвенции имеют очень много общего, существуют и различия.

    Всемирная Женевская конвенция

    Женевская конвенция содержит совсем немного материально-правовых норм, а точнее всего несколько. Она устанавливает исключительное право на перевод произведения, но только при условии согласия самого автора или его правопреемников. Срок защиты произведений складывается из срока продолжительности жизни автора и 25 (двадцати пяти) лет после. Национальное законодательство требует выполнения установленных правил для обеспечения охраны авторских прав. Выполненными они считаются в случае, если отпечатанный и выпущенный в массы экземпляр произведения отмечен знаком охраны авторских прав. Такой знак выглядит в виде латинской литеры «С», расположенной на окружности, и обязательным условием является указание владельца авторских прав и года выпуска данного произведения.

    Бернская конвенция

    Бернская конвенция состоит из большего количества норм материального авторского права. Срок защиты произведений данной конвенции в 2 раза дольше, чем в Женевской конвенции, а именно продолжительность жизни автора плюс 50 (пятьдесят) лет после. Сферой деятельности Бернской конвенции являются основные авторские права (это не только перевод, но и публичное исполнение, воспроизведение и передача в эфир), подробный перечень видов охраняемых произведений и варианты их использования.

    Всемирная конвенция примечательна в Парижской редакции, она не дает права свободного использования в кино и на телевидении уже опубликованных произведений. И это стало решающим доводом в пользу необходимости присоединения России к этой самой конвенции.

    Замечание 1

    Существуют и другие конвенции, которые также имеют важное значение, это Римская конвенция по защите прав производителей фонограмм и радиовещательных организаций, артистов-исполнителей, была принята в 1961 году, а вступила в силу только 18 мая 1964 года. А также Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники от 21 мая 1974 года.

    В рамках ЕЭС и ЕС происходит становление региональных правовых механизмов интеллектуальной собственности, также получают свое развитие «наднациональные теории», в процессе обеспечения охраны и рационального применения результатов творческой деятельности на примере экономических регионов. Более 30 лет назад в Брюсселе по требованию Комиссии европейских сообществ, был создан проект гармонизации авторского права стран-членов ЕЭС, (другое название проект Дитца).

    Объектами авторского права, согласно современному законодательству зарубежных стран, являются произведения литературы, искусства и науки. Таких произведений очень много.Рассмотрев одно из направлений, можно увидеть насколько широко авторское право охватывает мир литературы. К художественным произведениям относятся: всевозможные книжные издания, научные и художественные статьи, рекламно-информационные брошюры, либретто или тексты музыкальных произведений, лекционный материал (как уже опубликованный, так и не опубликованный), речи, церковные проповеди и прочие выступления, записанные на каком-либо носители, например магнитной пленке. Именно из-за такого большого круга произведений, авторское право делят на «подкатегории»: авторское право в изобразительном искусстве, авторское право в музыкальном направлении и многое другое.

    Замечание 2

    Согласно пункта 2 Закона об авторском праве и смежных правах ФРГ (1965г.), охраняемыми произведениями литературы, науки и искусства являются: музыкальные произведения, литературные произведения в письменной и устной форме, произведения пантомимы, произведения изобразительного искусства, произведения танцевального искусства, произведения архитектуры и прикладного искусства, а также программы для электронно-вычислительных машин (ЭВМ), изображения технического или научного направления (чертежи, рисунки, схемы, таблицы, карты, макеты), фотографии и произведения , созданные аналогичным способом, кинематографические произведения и произведения, созданные аналогичным способом, и проекты всех вышеперечисленных произведений.

    Авторское право во Франции, Японии, Великобритании

    Французский закон о защите художественной и литературной собственности (вступивший в силу в 1957г.), а именно статья 3, в 1993 году вошел в состав Кодекса интеллектуальной собственности. Объектами авторского права считаются: художественные, литературные и научные сочинения, очерки, лекции, записки, выступления; духовные произведения, книги, проповеди, брошюры, судебные речи и прочие подобные произведения; пантомимные произведения, постановка которых обязательно должна быть зафиксирована документально в письменной или иной форме; драматические или музыкально-драматические произведения, цирковые номера, хореографические произведения; кинематографические или аудиовизуальные произведения (произведения, состоящие из очередно меняющихся озвученных или не озвученных изображений); музыкальные произведения с текстом и без него; произведения декоративно-прикладного искусства, географические карты, планы, макетные произведения, применимые к топографии, географии, науке и архитектуре, эскизы; программное обеспечение ЭВМ (Закон об авторском праве, правах артистов-исполнителей, создателей фонограмм и видеограмм и организаций аудиовизуального вещания (вступивший в силу 1985г.), раздел 5); произведения живописи, скульптуры, архитектуры, литографии, гравюры, рисунки; топографические и графические произведения и произведения, созданные с помощью технических средств, высоких технологий и аналогичных фотографий.

    Согласно статьи 10 пункта 1 Закона об авторском праве, в Японии, объектами авторского права являются: музыкальные произведения; научные статьи, лекции, драматические и литературные произведения, и прочие произведения литературы; фотографические и кинематографические произведения; произведения живописи, скульптуры, гравюры и другие произведения искусства; программы для электронно-вычислительных машин (ЭВМ); пантомимные и хореографические произведения; карты, планы, схемы и модели научного характера; произведения архитектуры.

    В Великобритании список объектов авторских прав аналогичен и регулируется Единым законом об авторском праве, промышленных образцах и патентах (CDPA), который был создан в 1988 году, а вступил в силу только 1 августа 1989 года. Полный текст этого закона в первом исходном виде можно найти в приложениях к книгам таких авторов, как Дворкин Дж., Тей-лор Р.Д., и Меркин Р., а подробное повествование с характеристиками и сравнениями с законом 1956 года можно изучить с помощью книги профессора Ливерпульского университета Теренса П. «Законодательство об авторском праве». CDPA осуществляет охрану, использование объектов авторского и патентного права, а также права на промышленные образцы, но при этом нигде не используется понятие «интеллектуальная собственность», что отличает его от французского Кодекса интеллектуальной собственности.

    Некоторые зарубежные страны на уровне законодательства, помимо перечня охраняемых объектов, указывают список произведений, не вошедших под авторско-правовую охрану.

    Пример 2

    Как пример можно рассмотреть, пункты 2 и 3 статьи 10 японского закона об авторских правах. Согласно данного закона, к числу охраняемых объектов авторского права не относятся: ежедневные новостные передачи, отдельные факты, носящие характер простых информационных данных, а также языки программирования, алгоритмы и правила, участвующие в процессе создания программ для электронно-вычислительных машин (ЭВМ).

    Авторское право защищает только форму творческих произведений, а не их содержание. Пункт «Б» статьи 102 Закона об общем пересмотре авторского права гласит о том, что авторско-правовая охрана распространяется только на оригинальное произведение, а на способы, методы, идеи, операции, системы, принципы, концепции, открытия, вне зависимости от формы их описания, иллюстрирования, объяснения или изображения в таком произведении, не распространяется. На ряду с этим законодательство об авторском праве выдвигает ряд требований к форме охраноспособных произведений. Пункт «А» статьи 102 этого же закона цитирует «авторским правом, относительно действующего закона, охраняются оригинальные авторские произведения, находящиеся в любой осязаемой форме».

    В мире литературы и искусства появляются все новые и новые технические средства для создания и использования произведений творчества, в результате чего круг охраноспособных объектов авторского права постоянно расширяется. В связи с этим авторское законодательство не может дать утвержденный список охраняемых произведений интеллектуального творчества. Возвращаясь к пункту «А» статьи 102 рассматриваемого Закона, при изучении полной его версии, можно увидеть, что речь идет не о какой-либо «любой осязаемой форме», а о более конкретной «которая известна уже сейчас, в настоящее время или точно известно, что будет открыта в дальнейшем». При этом основная роль формы произведения остается без изменений, она должна обеспечивать «восприятие, воспроизведение или сообщение произведения другим лицам как непосредственно, так и с помощью какого-либо устройства или механизма».

    Новые объекты авторско-правовой охраны

    Как выяснилось ранее, круг объектов авторско-правовой охраны постоянно расширяется из-за появления новых технических средств для создания и дальнейшего использования творческих произведений. Так вот к таким техническим средствам можно отнести: кабельная передача информации, всемирная компьютерно-информационная система Интернет, дигитальная и магнитная звукозапись, видеозапись и программы, осуществляющие передачу сигналов через спутники, программное обеспечение электронно-вычислительных машин (ЭВМ), а также копирование произведений литературы с помощью электрографической техники (ксерокопирование, в том числе).

    Большое количество промышленной, бытовой и ксерокопировальной техники приводит к негативным последствиям, к неконтролируемому и не ограниченному распространению популярных произведений литературы, науки, искусства. Впоследствии возникает целый комплекс авторско-правовых проблем, это проблемы защиты самих произведений (видеограммы, программы для электронно-вычислительных машин (ЭВМ), фонограммы) и прав их авторов, и авторов копируемых и распространяемых с помощью Интернета оригинальных произведений.

    Итак, кто же все таки является владельцем продуктов интеллектуального творчества, кому принадлежат их права? По закону, сами создатели произведений творчества, то есть граждане, физические лица, являются носителями авторских прав. Но зачастую это только формально, а вот на деле часто права принадлежат организациям, в которых трудятся авторы, то есть это создатели служебных произведений, или попросту работодатели.

    Пример 3

    Ярким примером выступают Англия, Япония и США. Именно в этих странах, если произведение было создано в процессе выполнения служебного задания, то автором признано считать не служащего (создателя), а организацию (работодатель, наниматель). Вообще такая практика уже не редкость, в некоторых странах такое право уже традиционно закреплено. Например, права на кинофильмы принадлежат организациям их изготавливающим.

    Также носителями авторских прав могут выступать наследники авторов и другие правопреемники. А вот в качестве правопреемников, часто являются те же организации, выкупающие у авторов или их наследников монопольные права на использование произведений духовного творчества.

    Определение 2

    Существует такое понятие, как соавторство – это совместное с кем-либо создание творческого произведения. Оно может быть раздельным и нераздельным. Некоторые законы (например английский) вообще не предусматривают раздельное соавторство. Итак, «произведение, созданное в соавторстве» – это произведение, в процессе создания которого участвовали два и более авторов, и вклады авторов взаимосвязаны между собой и неотделимы.

    Авторские права имеют ряд полномочий и делятся на имущественные и личные.По факту возникновения, первыми считаются неимущественные или моральные права (moral rights, droit moral) и к ним относятся: право авторства, право на название произведения и его неприкосновенность и право на имя. Но более важными правами являются имущественные права, это право на гонорар и право владения и использования произведений.Такими правами обладают не только сами создатели произведений творчества (граждане), организации участвующие в создании «служебных» произведений, но и государство. Рассматривая тот же самый английский Закон об авторском праве (вступивший в силу в 1988г.), обладателем выступает правительство Великобритании, и владеет авторскими правами на произведение, уже созданное или опубликованное впервые. Чаще всего такие публикации создает либо само государство. либо его руководство.

    Права владения произведением творчества (опубликование, размещение, воспроизведение и распространение) являются основой имущественных прав. С одной стороны они дают возможность получения прибыли, а с другой напротив, запрещают использовать данные произведения третьим лицам. Порядок и формы использования имущественных прав определяются при выборе конкретного вида произведений.

    Пример 4

    Как пример, рассмотрим изобразительное искусство. Важным правом авторов произведений этого направления, считается право следования (иностранное название droit de suite). Статья 26 Закона об авторском праве ФРГ (вступивший в силу в 1965г.) кратко информирует о сути данного права. В оригинале, это выглядит так: «auf einen Anteil am Erlös einer Weiterveräußerung des Originals dieses Werkes nach erstmaliger Veräußerung durch den Urheber selbst». А в переводе для российского законодательства, звучит как, право следования – это право самого автора произведения изобразительного искусства на получение прибыли или ее части от последующей (первой) продажи, после перепродажи оригинала самого автора.

    Авторское законодательство

    Авторское право использует авторские договоры, как правовую форму использования произведений. Это могут быть договора, о предоставлении права использования произведений, о праве редактирования или перевода произведений на другой язык или об уступке данных прав. Договора по переводу на другой язык или изменению произведений чаще всего являются лицензионными. Лицензия на использование произведения или же на уступку авторских прав, может быть выдана в период срока действия этих самых прав. Сроком действия таких прав, как говорилось ранее, считается срок жизни автора плюс определенное количество лет после его кончины (25, 50 или 70 лет). Некоторые страны на определенные произведения устанавливают свой срок действия авторских прав, который действует с момента создания или даты публикации такого произведения.

    Нарушение авторского права

    Определение 3

    Контрафакция или нарушение авторских прав – это использование творческого произведения без ведома и согласия самого автора.

    Такое нарушение влечет за собой ответственность, может проявляться в виде запрета, наложения ареста на готовую продукцию, возмещения убытков. В большинстве стран мира за нарушения авторских прав установлена уголовная ответственность и предусмотрено наказание, от денежного штрафа и до тюремного заключения под стражу.

    Существуют случаи, в которых судебная практика наряду с авторским законодательством допускают использование частного произведения без ведома и согласия правообладателя. Такие случаи могут быть как с выплатой гонорара так и без нее.

    Случаи использования охраняемых произведений, без возможных нарушений:

    • в процессе критики или исследования, посредством цитирования небольших отрывков произведений;
    • в процессе образования;
    • в процессе совершенствования работы архивов, библиотек и средств массовой информации (СМИ), в том числе телевидение, радио, печатные издания, такие как журналы и газеты;
    • в личных целях, без извлечения финансовой выгоды, без получения прибыли, путем копирования произведений с помощью современных технических средств репродуцирования;
    • в судопроизводстве.

    В большей части вышеперечисленных случаев, использование частных произведений не предусматривает выплаты компенсации или вознаграждения правообладателям. Но в определенных ситуациях может быть установлена принудительная лицензия: Существует ряд случаев, в которых частные произведения используются без согласия правообладателя, но с выплатой гонорара. В таких случаях предусмотрена принудительная лицензия.

    Пример 5

    В США такая практика успешно применяется уже не первый год. Ретрансляция теле- и радиопередач может осуществляться по каналам кабельного теле- и радиовещания, без ведома правообладателя. При этом собственник кабельной системы уплачивает установленный процент Бюро по авторским правам. Процент исчисляется от общей суммы, полученной собственником от непосредственных пользователей кабельной системы, от своих абонентов. В свою очередь Бюро по авторским правам занимается распределением компенсации правообладателям, за использование отдельных произведений, участвующих в теле- и радиотрансляциях. Подобная ситуация происходит с публично известными в США музыкальными произведениями. Такие звукозаписи могут использоваться публично, например посредством воспроизведения через платные автоматы-проигрыватели.

    Но к сожалению не во всех странах и не в полном объеме, решены авторско-правовые проблемы, в отношении охраняемых произведений. В основном это распространяется на новые произведения – на программы для электронно-вычислительных машин (ЭВМ), для изготовления фонограмм и видеограмм, на защиту смежных прав (neighbouring rights) артистов-исполнителей (в тех случаях, когда имеется запись исполнения на магнитной ленте, материальном электронном носителе, кино- или видеопленке, диске), на создателей теле- и радиопередач и изготовителей видео- и фонограмм. Традиционные авторские права и смежные права имеют одинаковые цели, использование авторских продуктов с согласия самого автора, артиста-исполнителя, изготовителя фоно- и видеограмм или организации, осуществляющей трансляцию теле- и радиопередач.

    Часть таких проблем уже нашла свое решение в национальных законах некоторых стран и в международных соглашениях.

    Пример 6

    США и ряд других стран, включая Россию, уже установили авторско-правовую защиту программ для электронно-вычислительных машин (ЭВМ), входящих в состав категории «литературных произведений». Существует проблема частого копирования отдельно-взятых произведений. В ряде стран решением такой проблемы стало усиление материальных стимулов авторов, а именно применение утвержденных тарифов и надбавок к базовым ценам на пустые (неиспользованные и не записанные) фоно- и видеоносители, а также обязательные отчисления средств на счет автора, полученные за копирование произведений. В Японии, ФРГ и ряде других стран, для выполнения таких функций и контроля, созданы специальные общественные организации.

    Самое главное право автора произведений интеллектуального творчества – это личное право авторства или соавторства, а следующее по значимости, это право на опубликование, распространение и воспроизведение своего творения. Процесс появления новых технических средств заметно усложнило данный процесс. С помощью таких средств авторы и создатели сами занимаются воспроизведением и распространением литературных, музыкальных, теле- и кинопроизведений. В настоящий момент этот процесс носит несанкционированный и неконтролируемый характер. С развитием новейших технологий, большое количество фирм, организаций, институтов, а также обычных пользователей, могут копировать и использовать в своих целях различную информацию, чертежи, тексты, видеозаписи, изображения просто и дешево, а иногда вообще бесплатно. В этом помогают различные современные гаджеты, микрофотоаппараты, копировальная техника.

    Конгресс США ведет борьбу с несанкционированным копированием информации, для этого специально создана фракция по борьбе с «пиратством» и охране интеллектуальной собственности американских компаний за рубежом. Сейчас «Международная антипиратская фракция» включает в себя 68 сенаторов и конгрессменов и представляет Демократическую и Республиканскую партии США. Законодатели считают основной задачей фракции поиск путей и решений для обеспечения охраны прав интеллектуальной собственности за рубежом и устранения «пиратства». Зарубежные компании, в частности американские, в результате «пиратства» несут значительные потери. В основном деятельность фракции будет направлена на мониторинг подобных ситуаций в отдельных странах. К таким странам отнесена Россия, а также Украина, Бразилия, Китай, Индонезия и Тайвань. Как сообщили в аппарате сенатора Байдена, в данных странах будут внимательно следить за происходящими действиями.

    Замечание 3

    Согласно статистике, потери колоссальные, только в области компьютерного программного обеспечения от незаконного копирования, ежегодно экономика США теряет около 118 тысяч рабочих мест и 5,7 миллиардов долларов. В результате этого происходит недополучение налогов, и потери возникают еще и у федерального правительства, примерно в размере одного миллиарда долларов ежегодно.

    Данная фракция создана в конгрессе впервые, она сотрудничает с основными торговыми партнерами США за пределами страны и с правительствами зарубежных стран. Фракция продвигает внедрение жестких «антипиратских» законов, а также жесткий контроль национальных правоохранительных органов за исполнением этих законов.

    Фракция регулярно проводит пресс-конференции с официальными делегациями конгресса США, направленные на страны с высоким уровнем «пиратской» деятельности и нарушениями прав интеллектуальной собственности. Фракция внимательно следит за изобретениями новейших технологий в области защиты электронных произведений, тесно сотрудничает с комитетами сената и палатами представителей, специализирующихся в данном направлении, в процессе разработки новых законодательных инициатив по охране прав интеллектуальной собственности США за пределами страны.

    Авторы оригинальных произведений и организации-изготовители обладают различными правами, но первостепенное место занимают имущественные права. Давно прошло то время, когда вопросы о гонораре считались низкими и унизительными. Сейчас вопросы оплаты труда считаются практически самыми важными и одними из первых. По мнению Веинке Вилли, ранее такие моменты у большинства авторов вызывали неудобство. Творческим людям было сложно связать воедино свое творчество и оплату за него. Свое творчество они считали чем-то возвышенным, а материальные интересы наоборот чем-то низменным.

    Пример 7

    Например, Лев Толстой всегда посмеивался над авторами, которых не удовлетворяла слава, которой они достигли, а которые хотели большего, финансового вознаграждения.

    Все права авторов (как личные, так и имущественные), произведения которых пользуются большим спросом и часто копируются, находятся под охраной международных соглашений и национального законодательства. Но на данный момент уровень такой защиты оставляет желать лучшего, ведутся разработки по улучшению и усилению охраны авторских прав.

    Уголовная ответственность

    В некоторых странах авторские прочие исключительные права, дополнительно защищаются еще и с помощью уголовного права. Незаконное использование («скачивание») материалов, контента (фильмы, музыка и прочее) из всемирной сети Интернет, предусматривает уголовную ответственность.

    Пример 8

    Так в Японии, за такое правонарушение предусмотрен штраф или наказание. Максимально это может быть штраф в размере 250 (двухсот пятидесяти) тысяч долларов или наказание в виде лишения свободы на срок до 5 (пяти) лет, а минимально штраф в размере 25 (двадцати пяти) тысяч долларов или же наказание в виде лишения свободы до 2 (двух) лет.

    Однако, если внимательно изучить данный вопрос, становится видно, что третьи лица могут использовать опубликованные произведения без штрафов и наказаний. Это подтверждают положения, содержащиеся в Международных конвенциях, в Бернской и Всемирной, а также во многих национальных законах о защите авторских прав. Как уже говорилось, в результате быстрого развития технических средств воспроизведения, не всегда можно отследить законность использования и копирования произведений интеллектуальной собственности. В связи с этим прогрессом, на практике отмечается неэффективность работы таких нормативных положений. Для решения этих проблем необходимо или принимать особые национальные законы или заключать специальные международные соглашения. Международная авторско-правовая практика выбирает именно такой путь развития.

    Автор литературных и художественных творений имеет право публиковать и распространять свои произведения в любой форме и любыми способами, что подтверждает статья 9 Бернской конвенции. Наряду с этим, национальные законодательства предоставляют возможность свободного воспроизведения. В отдельных случаях при определенных обстоятельствах, которые не противостоят «нормальному использованию произведения» и не ведут к необоснованному нарушению законных прав автора.

    Женевская конвенция об авторском праве в редакции 1952г. вообще не использует такое понятие, как право на воспроизведение. Оно появляется значительно позже, в Парижской редакции 1971г., и цитируется как «исключительное право на воспроизведение любыми способами». Но при этом страны-участницы конвенции обязаны «придерживаться разумного уровня эффективной охраны», признанной Всемирной конвенцией.

    Поэтому в некоторых странах были приняты и введены национальные акты. Так в США был принят Закон о правилах копирования библиотеками. Такой акт запрещает библиотекам копировать, воспроизводить и распространять произведения в таких количествах, которые могут быть приравнены к «выпуску в свет». Данный акт запрещает библиотекам принимать заказы на масштабное копирование многочисленных или отдельно взятых экземпляров.В 1957г. вступает в силу французский закон о защите художественной и литературной собственности, который считает копирование и репродуцирование допустимым, но только для использования исключительно в личных целях, что подтверждает пункт 2 статьи 41. То же самое гласит современный итальянский закон об авторском праве, а именно его 69 статья.

    Все эти акты и законы, так и не решают проблему уплаты дополнительного гонорара автору, за копирование его произведений. Вилли Веинке имеет свое видение данной ситуации и считает что упорядочить бесконтрольное копирование «вообще не представляется возможным». В связи с этим, он предлагает решить этот вопрос, сделав упор на экономику простой издательской деятельности. Большинство стран пытается найти оптимальную систему, при которой правообладатель (издатель, редактор газет и журналов, или сам автор) получал бы достойный гонорар за копирование и распространение своих произведений, но при этом она бы не была препятствием для рационального использования дополнительных технических средств. Идеальным решением могли бы стать лицензионные договора заключенные между потребителем и организацией правообладателем, и предоставляющие возможность репродуцирования.

    Замечание 4

    Кстати, данную идею поддерживает вышеупомянутый Вилли Веинке. Эксперты, участвовавшие в обсуждении этой проблемы, для ее решения предлагают «увеличить стоимость, используемых материалов, на определенную часть авторского вознаграждения, а также сделать обязательным заключение таких договоров между организациями правопреемниками и государственными органами, на которые и будет возложена функция компенсационных отчислений».

    Технический прогресс и авторское право

    Однако, не все согласны с таким решением, немалое количество авторов склонны считать, что через некоторое время данная ситуация неминуемо вернется к проблеме массового копирования произведений при помощи факсимильных технических средств. Также к проблеме уплаты дополнительных гонораров авторам, чьи произведения часто копируются, можно приравнять практику видеозаписи. В результате массовой доступности видеозаписывающей техники, происходит тотальное и неконтролируемое ее использование, и как следствие огромные финансовые потери правообладателей.

    Так как такая техника отличается доступностью, мобильностью и портативностью, ее можно использовать где угодно и когда угодно, что дает возможность сделать любую видеозапись. В результате этого происходит ощутимое сокращение рынка сбыта видео произведений, и естественным образом уменьшение прибыли. Некоторые специалисты считают, что национальное законодательство в таких ситуациях должно использовать метод компенсации. Они предлагают выплачивать правообладателям компенсацию, для снижения негативного влияния бесконтрольного использования их произведений. Компенсация может быть скрытой, и заранее заложенной либо в стоимости оборудования, либо в стоимости исходных материалов, таких как диски, пленки, кассеты и прочие накопители. А может быть заложена в обоих случаях. Сбор и дальнейшее распределение компенсационных выплат должен осуществлять один коллективный орган, например орган по защите авторских прав. Сначала он контролирует сбор компенсации за использование и копирование произведений, а затем распределяет компенсационное вознаграждение между отдельными группами обладателей авторских прав.

    Пример 9

    В ФРГ система компенсации уже нашла свое применение на практике. Законом об авторском праве (вступившим в силу в 1965г.), а именно параграфом 53 (5) установлены дополнительные отчисления от продажи видео фиксирующего оборудования. Противоположным примером выступает Австрия и новая редакция проекта Закона об авторском праве. Согласно этого закона, компенсация заложена в стоимость материалов, необходимых для процесса видеозаписи. На данный момент изучением такой системы занимается Великобритания.

    Как видно, системы существуют разные, но ни одна из них не считает своей целью лишение правообладателей возможности реализации своих правомочий обычным способом, разработанными национальным законодательством, международными конвенциями или двусторонними соглашениями, в случаях совершения противозаконной продажи на рынке произведений и записей.

    Авторские права находятся в тесном контакте с другими правами, такими как гражданские, торговые и обязательственные права. Общими для них являются вопросы дозволенного и недозволенного использования произведений искусства, охраняемых авторским правом, как раз здесь и происходит смешение норм различных институтов права. Существуют и другие комплексы норм, участвующие в организационно-правовых и договорных отношениях между авторами или другими правообладателями и киностудиями, издательствами, театрами и прочими творческими организациями. В результате таких отношений появились новые права, киноавторские и издательские. Авторские договоры нашли широкое применение во внешней торговле, регулирование которой осуществляется нормами международного частного права.

    Подробно ознакомившись с авторскими правами, можно сказать, что современное авторское право не стоит на месте, оно меняется, развивается и улучшается. Оно является контролирующим органом и эффективно защищает правообладателей от незаконного использования творческих произведений. С помощью правовых концепций, которые составили основу национальных законов и международных конвенций, был значительно расширен круг охраняемых объектов, увеличен объем правомочий автора, а также повышен уровень защиты прав и охраны произведений. Все эти факторы влияют на уровень монопольного контроля правообладателей за использованием результатов интеллектуальной собственности. Такими правообладателями могут быть: владельцы видео- и звукозаписывающей студии, литературных издательств, концертных залов, теле- и радио организаций, киностудий, театров.

    Научно-технический прогресс внес огромный вклад в сферу использования таких результатов. Благодаря этому прогрессу, процесс отчуждения правомочий от настоящих создателей произведений творчества. И все таки в современном мире так и остались ситуации, в которых книготорговец, издающий произведения, извлекает больше выгоды, чем сам автор. Поэтому крупные организации могут позволить себе «купить автора, писателя или газету, или подкупить, купить и сфабриковать общественное мнение». Авторско-правовые законы, в которых идет постоянное упоминание самого автора произведения, находятся в противоречии с сутью самого закона. Если в законе на первом месте формально находится автор, то на второй план отодвигается факт того, что в большинстве случаев автор отдает почти все свои права частному капиталу. И можно сказать, что этот фактор остается без внимания.

    Также высоких похвал не заслужили психологические и идеологические стороны авторского права зарубежных стран. Они не препятствуют «культурному вмешательству» в жизнь других стран и народов. Существует мнение, что «видео – это война конкурентов». Так ли это, точно сказать нельзя, но есть множество факторов это подтверждающих. С каждым днем на жизнь человека все больше и больше оказывает влияние телевидение, как обычное, так и кабельное, и цифровое.

    У зарубежных авторов свое видение данной ситуации и обычно они рассматривают такие проблемы со своих позиций. При этом они выделяют важные предписания «в пользу» развивающихся стран, о которых говорится в Бернской и Женевской конвенциях об авторском праве. Другая часть иностранных авторов наоборот оценивает авторское право довольно критично и считает, что ему необходима «гармонизация».

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Средняя оценка статьи
    4,7 из 5 (13 голосов)