Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Наши социальные сети

Правовая система средневекового Китая

Содержание:

    Особенности китайского средневекового права

    Право средневекового Китая в своем развитии было феодальным, на него влияли философско-этические концепции, в том числе конфуцианство, легизм, даосизм и буддизм, которые в разные временные периоды выступали в качестве идеологии государства. Это отразилось на процессах китайского правообразования, в которых основная проблема заключалась в соотношении между ритуалом, моралью и правом.

    Источники права в средневековом Китае

    Средневековый Китай переходит от обычного права к формам кодифицированного законодательства. Вне зависимости от того, что сохраняет свою роль обычное право как источник (его нормы используются на уровне общин и уездов), доминирующим источником стали законы, кодексы и указа императора.

    Пример 1

    Примером можно считать Свод законов династии Тан (VII век), «Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов», принятых династией Сун (X век), «Свод законов из девятисот статей» (XI век), «Свод законов династии Мин» (XIV век) и др.

    На уровне законов общественные отношения постепенно стали регулироваться все больше. Законы вытесняют нормы и институты обычного права. Так, принцип талиона, заключающийся в кровной мести, постепенно заменили на откуп (композицию). Кодифицированное законодательство стало приобретать более четко обозначенную внутреннюю структуру. Нормы и законы становятся специализированными с позиции предмета правового регулирования и их юридической силы.

    Опиши задание

    Законодательство Тан

    Законодательство, присущее для империи Тан, дает возможность рассмотреть несколько видов законов и норм, которые в соответствии с юридической силой и предметом правового регулирования включены в состав понятия «фа» (право, закон):

    • законы «люй» (включают уголовно-правовые нормы, квалифицирующие преступления и определяющие точные наказания);
    • законы «лип» (дополняют законы «люй» и содержат меры административного и властного воздействия при нарушении предписаний и образцов хорошего поведения при осуществлении взаимоотношений между «благородными» и «простолюдинами»);
    • законы «кэ» и «ши» (в виде ведомственных административных предписаний, которые можно отнести к соблюдению внутреннего распорядка в учреждении, они включали меры поощрения и порицания в рамках ведомства).
    Замечание 1

    В процессе централизации императорской власти особое значение в качестве источника права стали приобретать сборники императорских указов («чи»), которые не отменяли действия закона, но нормы «указного права» были верховными в отношении кодексов в процессе разрешения конкретного дела.

    Самостоятельным источником права в средневековье выступают в Китае правила ритуала («ли»). Основной законодательного регулирования разных областей жизнедеятельности традиционного китайского общества являлось ортодоксальное конфуцианство. Оно представляло собой основную мировоззренческую и законоведческую доктрину, которая исходила из необходимости взаимодействия, возникающего между моральными устоями и нормами ритуала (ли), а также жесткими предписаниями закона (фа).

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Навигация по статьям

    Наши социальные сети

    Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!

    Пожалуйста, убедитесь, что вводите e-mail верно
    {$ $select.selected.title $}
    Осталось указать: Вид работы Тему Почту
    Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности и принимаю условия договора публичной оферты