Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Особенности девиантного поведения молодежи

Содержание:

Определение девиации и девиантного поведения

В социологии традиционно выделяют 3 варианта поведения: нормативное, с отклонениями (девиантное) и противонормативное (делинквентное).

Поговорим более подробно о девиантном поведении.

Определение 1

Девиация — это в поведенческих и социальных науках несоответствие имеющейся норме или набору норм, которые приняты большей частью людей в группе или обществе.

Степень девиации зависит от степени соответствия и (или) несоответствия поступков социальным ожиданиям.

Важно понимать, что девиация не может рассматриваться за пределами определенного нормативного поля. Потому что в одних социальных системах это будет считаться нормой, а в других — отклонением. К примеру, убийство в военное время и мирное время может оцениваться по-разному в зависимости от контекста ситуации.

Девиация не всегда может восприниматься как нечто плохое. Норма — это усредненное значение какого-либо показателя, поэтому отклонение и в худшую сторону, и в лучшую сторону могут восприниматься как девиация. Во втором случае речь идет о культурно одобряемых отклонениях.

Кроме того, отклонение нередко выполняет функцию адаптации системы к меняющимся условиям и предлагает формы поведения, которые отличаются от прошлого опыта.

Среди прочих социологических теорий девиации можно выделить такие наиболее авторитетные как теории аномии Д. Э. Дюргкейма и Р. Мертона.

Определение 2

Аномия — это отсутствие определенной системы социальных норм или их недостаточность.

Аномия представляет собой разрушение единства культуры в результате чего жизненный опыт людей уже больше не соответствует идеальным общественным нормам. Аномию можно рассматривать в двух плоскостях. Она может определять:

  • общество с заметно ослабленными или отсутствующими нормативными стандартами поведения и убеждениями;
  • конкретное лицо, которое является социально дезориентированными и находится в состоянии тревоги, а также переживает чувство изолированности от общества.

Дюркгейм считал, что индивид превращается в девиантного в результате утраты ориентации, которая вызвана разрушением привычных социальных норм. Также стоит сказать, что у аномии есть определенная особенность, которая заключается в том, что она опасна не тем, что индивид в этом случае не подчиняется нормам, а тем, что у него вообще отсутствуют ориентиры. Такие люди как будто бы потерялись в лесу, но не потому, что пошли своей дорогой, что идут отдельно от других, пускай и по уважительным причинам, а потому, что в лесу для них нет вообще никакой дороги. Если у человека есть ориентиры, ясно и четко оговоренные, то появляется возможность свободного выбора отношения к различным ориентирам, а также собственного поведения в имеющихся обстоятельствах. Именно в молодости, когда происходит становление личности и поиск места в мире, пересматриваются также усвоенные социальные нормы, они проверяются на прочность. Если четких норм нет, они размыты и разрегулированы, то молодой человек начинает поиск новых форм поведения, в результате чего возникают различного рода отклонения.

В концепции Р. Мертона аномия из большого количества элементов социальной и культурной структур предлагает сделать акцент на 2 наиболее важных:

  • цели, намерения и интересы, определенные культурой. Они воспринимаются как законные цели для всего общества и отдельных его слоев;
  • социально приемлемые способы достижения поставленных целей.

В данном случае девиация воспринимается в качестве симптома рассогласованности между культурно предписанными стремлениями и социально структурированными средствами их реализации. С учетом этой гипотезы Мертон разработал типологию форм девиантного поведения.

Формы девиантного поведения

Итак, среди форм девиантного поведения выделяют:

  • конформизм. Выступает как согласие с целями общества и легитимными способами их достижения;
  • инновация. Она представляет собой согласие с целями общества, но, при этом, основана на отрицании одобряемых средства их достижения;
  • ритуализм. Представляет собой отрицание культурно одобряемых целей, а также согласие с одобряемыми способами их достижения, которые в некоторых случаях могут быть довольно абсурдными;
  • ретреатизм или ретризм (бегство от действительности). В этом случае отрицаются и культурно одобряемые цели, или социально одобряемые средства. Индивид не дает ничего взамен, он просто создает дистанцию между собой и обществом;
  • бунт. Мятеж предполагает отрицание целей и средств, что приводит к замене старой системы «культурно одобряемых целей — социально одобряемых средств» на новую идеологию.

По мнению Р. Мертона, в обществе с сильным акцентом на определенных целях без соответствующего акцента на институциональных способах поведения. В частности, способы поведения могут сильно искажаться под влиянием акцентирования целей, и это приводит к ограничиванию поведения многих индивидов только соображениями технической целесообразности.

Здесь выбор средств достижения значимых для индивида целей строится на наиболее эффективных с технической точки зрения средствах (узаконенные и нет в культуре), а не на институционально предписанном поведении. Но это не говорит о том, что институциональные правила девиант не знает. Дело в том, что сильный акцент на цели-успехе приводит к тому, что эти правила теряют эмоциональное одобрение и поддержку. По мнению Мертона, такая социальная структура становится причиной предрасположенности к аномии и отклоняющемуся поведению. Пока существует установка на преодоление конкурентов во всех сферах человеческой деятельности, пока нет чрезмерного культурного акцентирования «успешного результата», средства выбираются в большинстве случаев в пределах институционального контроля. При сдвиге культурного акцента с процесса конкуренции на только внимание к ее результатам, создается напряжение, при котором регулирующая система разваливается. Когда институциональный контроль ослабевает, приближается ситуация, где учет личных достижений и страх наказания — это единственные регулирующие факторы.

Если посмотреть на современное российское общество, то можно увидеть многое из того, о чем пишет Мертон. В частности, ослабленный социальный контроль со стороны государства (образование как социальный институт ориентируется на обучение, а не воспитание). Также усиленно акцентируются жизненные цели, одобряемые в условиях новой экономики, не предложены институциональные способы этих целей. Отсюда — возникновение девиантных способов решения различных проблем.

Важно обозначить как вредность, так и полезность различных девиаций.

Если говорить о полезной функции девиации, то она связана с тем, что выступает как средство адаптации системы к изменениям, устранению устаревших стандартов, которые тормозят прогрессивное развитие общества. К примеру, различные виды творчества, научные открытия, героизм.

Негативная функция девиации чаще всего связана с дезориентацией системы, разрушением базовых основ существования общества. Как пример — разные преступления, наркомания, алкоголизм, курение. Очень часто в обществе сложно разграничить вредную девиацию и полезную, что особенно актуально для научных открытий. По этой причине в ходе изучения девиаций в обществе молодежи нужно хорошо анализировать возможные последствия проявления этих девиаций для общества.

Только с помощью четкой системы социального контроля можно снизить негативные последствия девиаций. Самый эффективный способ социального контроля — это социализация. То есть, внедрение в сознание персоны культурно одобряемых целей в обязательном сочетании с социально одобряемыми средствами их достижения. Таким образом можно говорить об уменьшении риска возникновения девиаций. Важно различать девиацию и конформизм — как две стороны или части одного социально-ролевого поведения. Бороться с отклонениями эффективнее всего не с помощью прямых запретов и принуждения, а с помощью разработки путей достижения целей, благодаря которым можно к ним прийти за счет легитимных средств, и они не будут связаны с затратами в отношении прилагаемых усилий.

Есть несколько причин девиации в молодежной среде:

  • противоречие между активно растущими потребностями и легальными и социально одобряемыми средствами их удовлетворения (в частности, в молодости);
  • неравные возможности у представителей различных социальных групп, которые сильно заметны в молодости;
  • статусное и не только возрастное неравенство между поколениями;
  • репрессивное воспитание;
  • потребность в социальном опыте, из чего выходит попытка облегчить трудности вхождения в разные социальные отношения с помощью раскрепощающих средств вроде сигарет, алкоголя и наркотиков.

Ученые разработали определенную типологию объединений с девиантным поведением и антиобщественным сознанием:

  • случайная группа. Она может устраивать драки на дискотеках, стадионах и прочих местах, и иметь собственные неписанные групповые нормы и ценности. Вхождение в случайную группу может представлять собой сигнал освобождения от социального контроля, как возможность отпускания тормозов. Вполне понятно, что действия, которые индивид совершает в толпе, он воспринимает как анонимные, не личные действия;
  • ретристская группа. Она ориентируется на уход от действительности и жизненных трудностей. Крайним вариантом ухода от действительности является суицид. Вполне обыденные занятия таких групп — бесцельное времяпрепровождение, сомнительные развлечения, токсикомания, наркомания;
  • агрессивная группа. Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей и минимуме культуры. Она берет начало в глубокой древности и сегодня существует почти не изменившись. Ее характерные особенности — жесткая иерархическая структура, сильное групповое давление на участников, санкции за нарушение групповых норм с психологической основой в виде резкого противопоставления «мы-они».

Ярче всего девиантное поведения проявляется в молодежных группировках. Ученые разработали определенную типологию членов группировок:

  • аутсайдер. Это человек, который находится в жизненном тупике, он неудачник, у него нет признания в формальной группе или организации, а также возможностей себя реализовать;
  • маргинал. Является одинокой личностью, потерявшей индивидуальные социальные связи, она постоянно испытывает социальный и психологический дискомфорт, довольно часто пытается утвердиться за счет безнравственного поведения;
  • приспособленец. Представляет собой человека, который принимает групповые ценности и нормы, но только внешне, чтобы добиться признания и повышения собственного статуса в группе, а затем — престижа в обществе;
  • конформист. Такой человек легко поддается влиянию авторитетов, прекрасно адаптируется в новой социальной микросреде, быстро и довольно беспроблемно усваивает групповые ценности и нормы;
  • фанат. Это человек, который предан ценностям и символам группы, всегда соблюдает принятые нормы и отрицаем все, что не совпадает с его ценностями;
  • борец. Для такого человека борьба за идею важнее, чем сама идея. Поэтому он всегда готов активно действовать и защищать групповые интересы, автономию группы и ее ценности;
  • вождь. Его призвание — в руководстве людьми, он претендует на роль лидера группы, проявляет инициативу организатора, часто имеет подходящие для этого способности;
  • попутчик. Такие люди часто примыкают к группе случайно, они не до конца определились в своих ценностных ориентациях, они руководствуются скорее солидарностью, чем групповыми целями и нормами;
  • имитатор. Для них на первом месте — внешнее атрибуты и символы объединения, чем они гордятся, но не сильно анализируют групповые ценности и идеи;
  • скучающий. Среди мотивов его вступления в группу — надежда более содержательной организации досуга и поиск среды для общения.

Навигация по статьям

Выполненные работы по социологии
  • Социология

    Управление ресурсами моногорода Павлово

    • Вид работы:

      Тезисы

    • Выполнена:

      28 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 100 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    Нужно законспектировать книгу

    • Вид работы:

      Конспект

    • Выполнена:

      25 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 900 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    Тема система долговременного ухода в социальном обслуживании лиц пожилого возраста и инвалидов презантация

    • Вид работы:

      Курсовая

    • Выполнена:

      21 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      3 800 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

    • Вид работы:

      Дистанционный экзамен, онлайн-тест

    • Выполнена:

      19 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      2 700 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    Паремии европейского севера России

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      19 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 900 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    Развитие социалистических организаций и политических партий в современной России причины и возможные последствия

    • Вид работы:

      Научная статья

    • Выполнена:

      17 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      2 100 руб

    Заказать такую же работу