Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Идеи гражданского общества: возникновение и развитие

    Гражданское общество представляет собой свободное демократическое общество, основанное на праве. Такое общество ориентируется на определенного гражданина, и организует атмосферу уважения по отношению к традициям и законам права и межнациональным гуманистическим идеалам. Гражданское общество обеспечивает возможности к достижению благополучия и осуществления прав личности и гражданина, в то же время естественным образом создающее инструменты для ограничения власти и регулирования активности органов правительства.

    Происхождение гражданского общества отражается в истории развития цивилизаций, которую можно описать как стремление мыслящих личностей каждой эпохи организовать модель идеального общественного строя, где основополагающими факторами были бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Создание такого общества всегда было привязано к вопросам улучшения государства и преобладание роли права и закона.

    Гражданское общество сквозь время

    К примеру, в Древнем мире эта идея выражалась в теории эйдоса Платона. К тому же, стоит принять во внимание выражение Аристотеля о том, что государство представляет собой самодостаточную единицу, состоящую из граждан, что, другими словами, и представляет собой гражданское общество. Цицерон, поддерживая идею равноправие людей, упоминал, что закон является связующим звеном гражданского общества, а право, созданное законом, едино для каждого. Во время ранних стадий развития человечества, такое общество полностью ассоциировалось с государством, что было вызвано текущим экономическим развитием человечества и развитием социально-политических отношений.

    Замечание 1

    В такие отношения входят принципы разделения труда, зачатки в развитии товарно-денежных отношений, связывание общественной жизни с государством, и социальная структура, базирующаяся на кастах.

    Дальнейшее развитие отношений в обществе определило дальнейшее изменение во взглядах ученых в гражданском обществе. В 16-17 веках в работах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо четко прослеживалась позиция различения форм государственного устройства и гражданского общества. Гражданское общество являлось таковым только если оно было основано на естественно-правовых и договорных началах.

    Пример 1

    Локк полагал, что абсолютная монархия никак не может быть примером гражданского общества, и вообще не представляет собой форму гражданского правления. Макиавелли же утверждал, что лучшим государством является то, где присутствуют и монархия, и аристократия, и демократия – каждая из этих форм несет в себе роль ограничения влияния двух других.

    Вклад Канта в формирование гражданского общества

    Основы гражданского общества можно найти и у И. Канта, который считал, что:

    1. Индивид обязан создавать все своими силами и нести ответственность за созданное.
    2. Причинами для самосовершенствования у человека являются столкновение человеческих интересов и необходимость эти интересы защищать.
    3. Гражданская свобода, которая подкреплена правом на законодательном уровне, является основным условием для самосовершенствования, гарантией сохранения и возвышения человеческого достоинства.

    Основы, обозначенные Кантом, определенно можно заложить в основу теории гражданского общества. После того, как Кант перенес идею антагонизма между индивидами как стимула для саморазвития на межгосударственные отношения, он приходит к выводу о том, что основным вопросом перед человечеством, созданным для него природой, является создание всеобщего правового гражданского общества.

    В. Гумбольдт, поддерживая философское учение Канта, стремился продемонстрировать противоречия и различия между гражданским обществом и государством на конкретных примеров. К гражданскому обществу Гумбольдт относил систему национальных и общественных учреждений, которые создаются гражданами, а также естественное и общее право человека. С другой стороны, государство состоит, по предположению Гумбольдта, из системы государственных институтов, позитивного права, которое создается этим же государством, и гражданина.

    Немаловажную роль в создании четких представлений о гражданском обществе сыграл Г. В. Гегель, который описал его как сферу действия частного интереса. К такому обществу Гегель причислял семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и юридические отношения, являющиеся результатом взаимодействия. Особая роль в этой идее отводилась гражданам, которые противостоят друг другу.

    Различия гражданского общества и государства

    К. Маркс и Ф. Энгельс представили миру материалистическую характеристику этому явлению и категории, которая его отражает. Авторы утверждали, что гражданское общество являет собой все материальное общение людей в рамках конкретной стадии развития производительных сил. Такое общество включает в себя полную торгово-промышленную жизнь этой стадии и выходит за государственные и национальные рамки. Однако, с другой стороны, гражданскому обществу необходимо представлять себя во внешней среде как национальность, а во внутренней – как государство.

    Замечание 2

    Исторический анализ идей и суждений показывает, что формирование гражданского общества – сложный и противоречивый процесс, который охватывает сотни лет, начиная с зачатков формирования элементов гражданского общество в античном мире (Афины и Рим). Этот процесс проявился и в Средневековых городах, таких как Любек и Новгород, а в настоящее время может наблюдаться в развитых странах Европы и Америки.

    Формирование гражданского общества зависит от стадий, на которых находятся экономические и правовые отношения, личностные и экономические свободы граждан, и актуальности инструментов для ограничения власти государственных структур.

    Определенные характеристики гражданского общества заложены в каждой системе общества, но они могут находиться на разных стадиях развития. К примеру, в один отрезок времени эти качества находятся в своем начальном состоянии, а при тоталитарном государстве эти качества вообще подавлены. Характеристики гражданского общества могут быть в состоянии готовности к прорыву, или, при отчетливых признаках классового общественного строя, они лишь дозируются. Исключительно при достижении социального равенства при демократическом государстве эти характеристики несут в себе преобладающий характер.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Средняя оценка статьи
    4,3 из 5 (16 голосов)