Теория правовых знаний: происхождение и развитие права
Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Теория правовых знаний: происхождение и развитие права

    В далеком первобытном (то есть догосударственном) обществе права еще не существовало, так как право представляет собой продукт государства, а государства тогда не было в принципе. Регулирование жизнедеятельности людей осуществлялось с помощью обычаев. Конкретно они осуществляли поддержку столь нужного обществу порядка, хоть при этом он и был довольно примитивным, а также очень жестким. В качестве обычаев была обязанность сдавать все, что было добыто, в «общий котел»; существовал запрет на брак между кровными родственниками; полагалось хоронить убитых в войнах, а также умерших сородичей. Существовало множество обычаев. Они занимались регулированием общественных отношений, а также их воспроизводства. Очень велика была роль запретов, то есть табу.

    Замечание 1

    Запреты – это самая простая и при этом достаточно эффективная форма регулирования поведения.

    Строго соблюдались обычаи из-за некой привычки либо же авторитета, жизненной необходимости или удобства. Само общество, живущие в нем люди следили за тем, чтобы «вековые правила» соблюдались. Оступившегося следовало поправить либо же наказать.

    Несмотря на то, что механизмы родовых обычаев кажутся примитивными, в то время они были довольно сложными. Любое правило, вытекавшее из обычая, диктовалось жизненными потребностями и при этом воплощало собой и примитивную мораль, и только зарождавшиеся религиозные представления. Из-за сложного состава родовых обычаев их нередко именуют мононормами.

    Замечание 2

    Слово «моно», то есть один, обозначает, что сразу несколько общественных явлений соединены в одном правиле поведения.

    Обычаи или мононормы еще не являются правом. Но именно они стали питательной средой для права, подготовили почву для его возникновения, как только появилось государство.

    Когда появилось государство, оно начало использовать большую часть мононорм, подкрепляя их собственной силой. Обычаи, за которыми стоит государство, которые подкрепляются его силой и несут его волю, принято называть правовыми обычаями либо же санкционированными обычаями. Подобные обычаи уже являются правом, так как за ними стоит государство. Через стадию обычного права прошли почти все древние государства.

    С появлением письменности государства постарались поскорее закрепить собственную волю в письменном виде. Интересно, что в первую очередь письменно закреплялись религиозные учения и правовые предписания. Появилось «писаное право», нередко называемое латинским синонимом «jus scriptum». Именно так именуется право, которое закреплено в письменном виде.

    С развитием общества, а также общественных отношений появилась необходимость во все новых и новых нормах, и государство издавало их с помощью различных актов. Данные акты стали именовать нормативными.

    Определение 1

    Получается, что нормативные акты – это такие официальные документы, которые исходят от государства и содержат нормы права.

    Примерами подобных актов могут выступать «королевские указы» и «княжьи грамоты». Законы – это современный пример нормативных актов. В нынешнее время правовые нормы в большей части стран существуют, в основном, в виде нормативных актов.

    Замечание 3

    Получается, что зарождение и дальнейшее развитие права двигалось по пути «мононормы – правовые обычаи (санкционированные нормы) – писаное право – нормативные акты».

    До нашего времени сохранились уникальные образцы древней правовой мысли, то есть сборники писаного права, которое действовало столетия и тысячелетия тому назад. Самым известным и древним из них можно назвать Законы Хаммурапи из Вавилона, возраст которых около четырех тысячелетий. Кроме Законов Хаммурапи можно отметить также древнеримские «Законы двенадцати таблиц» (пятый век до нашей эры) и древнеиндийские «Законы Ману» (примерно второй век до нашей эры, названы по имени мифического прародителя людей). Первым сборником правовых норм в России считается «Русская правда» (одиннадцатое-двенадцатое столетие). С текстами всех этих актов (с переводом на русский) можно ознакомиться в сети – они находятся в открытом доступе.

    Замечание 4

    Данные памятники древнего права свидетельствуют о развитой правовой культуре общества того времени. При этом в них были собраны одновременно нормы, которые относятся к разным областям общественных отношений. Сейчас их можно было бы назвать уголовно-правовыми, гражданско-правовыми, процессуальными, материальными и проч.

    Законы Хаммурапи – особенности

    К примеру, Законы Хаммурапи регламентировали вопросы касательно продажи земель и построек, аренды пахотных полей и садов, найма скотины, заклада имущества, займов, правил наследования, семейных взаимоотношений. Согласно данным Законам, в древневавилонской семье главным был муж. Если наступала нужда, он мог продавать собственных детей. Была свобода развода для мужа, для жены данное право было строго ограничено. Значительная часть норм формулировалась как судебное решение касательно частных дел, например: «Если доктор сделает человеку тяжелый надрез ножом из бронзы и при этом вылечит человека…, то он должен получить за это десять сиклей серебра».

    Замечание 5

    Кровная месть уже не присутствует. На смену ей пришел штраф (выкуп). В нескольких десятках случаев упоминается смертная казнь в таких формах, как сожжение, посажение на кол, утопление и др.

    Также в Законах есть следующая норма: «Если человек украдет малолетнего сына другого человека, то его следует убить». Ясно, что данная норма основана на обычаях первобытного общества, то есть когда-то она была мононормой. Видимо, случаи похищения детей бывали достаточно часто, и общество строго реагировало на них. Появившееся государство сохранило эту норму, подкрепив ее собственной силой, а также заложив в нее свою волю.

    Еще одна норма: «Если сын ударит своего отца, то ему нужно отрезать пальцы». Чего именно добивалось таким образом древнее государство? Естественно, порядка. А какой же это порядок, думали составители законов, если младший по возрасту будет поднимать руку на старшего по возрасту; такое поведение необходимо останавливать в самом начале с помощью самых суровых способов.

    Следуем далее: «Если человек повредит глаз другого человека, то нужно повредить его глаз». Тут продемонстрирован древний принцип ответственности, то есть око за око, зуб за зуб. Также он известен как «принцип талиона». Это было очень примитивное, а также жестокое средство предотвратить любого рода нарушение порядка, наказать в ответ причинителя вреда, и на тот момент прекрасно выполняло свои функции. Развитие этого принципа в иной жизненной ситуации можно обнаружить уже в другой норме: «Если строитель построит дом и сделает свою работу не достаточно прочной, так что построенный дом обвалится и причинит хозяину смерть, то данного строителя нужно убить. Если он причинит смерть сыну хозяина дома, то нужно убить сына данного строителя».

    Законы Мани – особенности

    Законы Мани были написаны на санскрите и содержали две тысячи шестьсот восемьдесят пять статей. По сути, это был целый сборник основ правовых знаний, моральных норм, религиозных и политических предписаний. Законы регулировали вопросы касательно залогов, займов, долгового рабства. В законах уже в то время предусматривались основания недействительности договоров и сделок.

    Замечание 6

    По данным Законам не имела действительности сделка, если она была заключена с пьяным, безумным, старым человеком, либо с ребенком, а также с применением обмана и насилия. Тайные сделки были под запретом.

    Законами закреплялось господство мужчин в семье, но, при этом, они несли в себе явный пережиток группового брака: например, при смерти мужа его вдова должна была стать женой своего деверя (то есть брата умершего мужа); при смерти жены муж должен был жениться на ее сестре. Для жены развод был просто невозможен.

    Замечание 7

    Тогда считали, что женщина обязана все время находиться под опекой мужчины, утверждалось, что «женщина никогда не годна к самостоятельности», «муж должен учить свою жену поведению и может три раза ударить ее по спине веревкой, рукой либо же расщепленной тростью».

    В уголовном праве различали следующие преступления: грабеж, кража, убийство, мошенничество, изнасилование, вымогательство, продажа товаров ненадлежащего качества и проч. Проводилось четкое различие между неосторожностью и умыслом в случаях правонарушений. Существовали понятия рецидива, легкого и тяжелого преступления. Как наказания использовались: за ночную кражу – посажение на кол, за другие преступления – отрубание головы, утопление, членовредительство (лишение глаза, руки, языка, уха, носа и проч.), а также штрафы.

    В законах прослеживаются и процессуальные нормы. Основным способом установить истину в судебном производстве считается наличие свидетелей. Если свидетелей либо каких-то документов не было, то прибегали уже к принесению клятв, а также, в случае необходимости, к судебным испытаниям – ордалиям: обвиняемый был обязан «взять огонь», погрузиться в воду и проч.

    Законы двенадцати таблиц – особенности

    Законы двенадцати таблиц получили свое название из-за того, что были изложены на двенадцати специальных деревянных досках, которые затем выставили на городской площади. Эти законы до наших дней не сохранились, они восстанавливались исследователями по отрывкам из разных источников. Данные законы – это сборник обычного права. Основное место в них отводилось отношениям, которые напрямую связаны с имущественным оборотом. Значительная часть вещей была в свободном обороте, а сделки, которые касались рабов, земли, рабочего скота, предполагали особого формального порядка их осуществления (довольно сложной процедуры при наличии свидетелей). Законом было установлено долговое рабство. В том случае, когда должник не имел возможности вернуть долг, его предавали смертной казни либо же продавали в рабство. Если же у должника было сразу несколько кредиторов, то законом было установлено: «Пускай должника разрубят на части».

    В семейных отношениях была закреплена ничем не ограниченная власть домовладельца. Обычно брак устанавливался в виде покупки жены (с такими же точно формальностями, как и во время купли-продажи рабов). Также предусматривалось наследование по завещанию.

    Замечание 8

    Наказания по данным Законам отличались особой жестокостью: смертная казнь за поджог хлеба либо дома, даже за сбор чужого урожая с поля. Любой имел право убить ночного вора, дневной же вор превращался в раба.

    Процессуальные правила Древнего Рима были весьма сложными. Гражданский процесс был различным в спорах между гражданами Рима и в спорах между гражданами других стран. Спор между гражданами разрешался с помощью легисакционного процесса, который был полностью формализованным. Истец подавал иск претору – то есть соответствующему должностному лицу. Претором назначался день суда, он вызвал ответчика. Процесс спора за вещь шел так: стороны произносили установленные обычаем юридические формулы. В том случае, если кто-то из них ошибся либо же сбился, он сразу же становился проигравшим. Если же нет, то переходили ко второй стадии процесса. На данной стадии претором назначался судья, который и начинал рассматривать дело по существу, то есть опрашивал свидетелей, читал документы по делу, выносил свое решение. В суде по спорам между гражданами других стран процедура была намного более простой. Претор лично занимался решением дела от его начала и до самого конца.

    Замечание 9

    Данная практика оказала сильное влияние на дальнейшее развитие римского и международного права.

    «Русскую правду» в некоторых случаях именуют «кодексом Ярослава Мудрого». На деле «Русская правда» представляет собой сборник правил, которые были взяты из княжеских уставов, византийских источников, а также обычаев. Она существует в нескольких вариантах – рукописях (или списках), датированных одиннадцатым-тринадцатым столетиями. Большая часть из данного документа посвящается преступлениям против личных, а также имущественных прав частных лиц, таких как воровство, убийство, укрывательство сбежавшего раба, позорный удар не обнаженным мечом. За преступление, совершенное холопом, нес наказание его господин.

    Применялись такие наказания, как «месть» (то есть возмездие непосредственно руками потерпевшего), денежные штрафы, «поток и разграбление» (то есть полное лишение личных, а также имущественных прав), ссылка и изгнание, заключение «в погреб» либо «в железо», обращение в рабство, смертная казнь через повешение, «битье кнутом у колокольницы», утопление и так далее.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Средняя оценка статьи
    4,9 из 5 (18 голосов)