Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Наши социальные сети

Правовые системы современного мира: понятие, формирование правовых семей

Содержание:

    Понятие «правовая система» достаточно широкое и поэтому охватывает собой весь комплекс явлений правовой направленности, характерных для определенного общества. В данное понятие входят все категории, которые выше рассматривались, непосредственно связанные как с правовой теорией, так и с практикой правотворчества и правового использования. Что касается внутреннего содержания, то важно отметить, что такое содержание внутригосударственной правовой системы современного мира зависит от множества конкретных факторов, служащих для определения сущностных характеристик того общества, в котором в свою очередь эта система правового порядка осуществляет свое функционирование. К данным признакам, формирующим общественный менталитет, исследователи относят обширность той или иной территории, какие-либо особенности климата, а также ландшафта, национальный состав населения, специальную специфику развития в историческом плане.

    Замечание 1

    Важно, что неодинаковость обществ является непреложным фактом современного мира, и именно она закладывается в основе многообразия и, что самое главное самобытности систем правовой направленности.

    Вместе с тем лица, которые выступают в роли правоведов уже давно заметили ряд сходств в правовых системах некоторых государств. Это в свою очередь, дало им конкретную возможность с целью построения удобной классификации и более точного последующего изучения права ввести в научный оборот специальную категорию «правовая семья». Под этим термином понимается группа внутригосударственных систем в правовой сфере, объединенных по определенным существенным критериям. Данными критериями в свое время являются:

    • система правовых источников, иерархия данных источников, а также степень оказываемого влияния каждого из них на отношения общественной направленности;
    • внутреннее структурирование всей совокупности норм правового характера (четкое выделение в конкретной системе права определенных элементов составного характера);
    • понимание правовой сущности, его целей, а также его значения в общественной жизни;
    • стиль правового характера, который в большей степени охватывает особенности правового творчества, правового использования и познания в правовой сфере;
    • определенная система основная деятельность которой подготовка юристов.

    На данный момент необходимо разобраться, как именно формировались семьи правового характера и что они вообще представляют собой сегодня.

    Потребуется согласиться с мнением тех ученых, которые в свое время считают, что единой основой общего характера всех правовых систем древних обществ, изучением которых в свое время занимается историческая наука, был конкретный правовой обычай. Содержание правовых обычаев складывалось путем длительного применения жителями определенной местности тех или иных поведенческих правил, которые служили для обеспечения стабильности и, что самое главное порядка. Данные обычаи принимались и обеспечивались государственной властью, в том числе, и в форме защиты судебного порядка. Важно, что существенной особенностью обычаев правовой направленности в древних обществах являлось то, что любой конкретный обычай распространял свое действие на относительно небольшую территорию. Отсюда получается, что право любого этноса в древности вполне можно представить себе в виде специального лоскутного одеяла, которое было соткано из сотен кусочков материи. С появлением же крупных государственно-территориальных образований значимость тех или иных местных обычаев падает. Что же касается последующего исторического развития отдельных народов, то оно приводит в появлению различных семей правовой направленности, таких как романо-германская, англосаксонская, религиозная и многие другие.

    Романо-германская правовая семья

    Романо-германская правовая семья начинает свою историю еще в далеких 13-14 веках н.э. в континентальной Западной Европе. Основой идеологического характера такой семьи в ходе ее длительного формирования стала философия Ренессанса, провозглашавшая самого человека высшей ценностью. Ренессанс в свою очередь, противопоставлял светское общество церковному, а также признавал главной движущей силой бытия разум человека. Ведь, философия именно разуму отводила конкретное место высшего арбитра в определении ложного, а также истинного, справедливого и несправедливого.

    Замечание 2

    Этот взгляд на мир со временем вытеснял в умах европейцев какие-либо представления религиозного характера и при этом вырабатывал специальную идею о праве, как о рационально обоснованной системе абстрактных правил (норм), то есть своего рода созданных разумом обобщенных поведенческих формул. Формой выражения данных правил становится именно закон.

    Появление определенных самобытных национальных систем правового характера в континентальной Европе в данный период было затруднено экономической и, что наиболее важно политической децентрализацией этой территории. Именно поэтому романо-германская семья правовой направленности стала складываться не столько на основе создания новых правовых институтов, сколько на заимствовании специальной (рецепции) появившегося еще в период античности римского права, считавшегося в то время определенным эталоном справедливости и активно преподаваемым в университетах в Европе.

    Немного позже, в 17-18 веке, во время буржуазных революций, на дальнейшее развитие континентального права оказала значительное влияние определенная идея «народного суверенитета», которая отказывала лицам являющимися монархами в прерогативе законотворчества и при этом передавала ее в руки выборного органа представительной власти, в роли которого выступал парламент. С этого времени законы, которые издавались самим парламентом, стали восприниматься западными обществами, как выражение какой-либо народной воли и народного разума, а следовательно, и как незыблемая основа общественной жизни и общественного порядка.

    Замечание 3

    19, а также 20 век стали тем промежутком времени, когда происходила масштабная систематизация законодательства в континентальной Европе, результатом которой явилось издание специальных кодексов – документов нормативно правовой основы особого типа, служивших для обобщения систематизации определенных правовых норм в рамках конкретных отраслей права. К числу самых значимых европейских кодексов, созданных в это время, необходимо отнести Французский гражданский кодекс от 1804 года, Французский уголовный кодекс от 1810 года, Германское гражданское уложение 1896 года.

    На данный момент времени к романо-германской семье правового характера относятся специальные правовые системы Франции, Германии, Швейцарии, Италии, Австрии, а также ряда иных стран. К общим, сходным признакам данных систем правового характера вполне можно отнести такие:

    1. в роли главного источника права признается определенный документ нормативно правового характера;
    2. нормативными правовыми документами высшей императивной силы являются конкретные законы, которые воспринимаются, как выражение одной воли и, которые принимаются самим парламентом;
    3. содержательной первоосновой данных систем правового порядка является рецепированное римское право;
    4. основой структуры права является отраслевое деление;
    5. законодательство, в большей степени, носит кодифицированный характер.
    Замечание 4

    К выше отмеченному необходимо также добавить, что правоприменение и правотворчество в романо-германской семье осуществляются на основе специального принципа дедукции (от общего – к частному).

    Рассматривая конкретный спор правовой направленности, компетентный орган государственной власти обязан найти в законодательстве подходящую абстрактную норму и неукоснительно следовать ей. Отсюда получается, что гражданин, который является правопринимателем здесь выступает, в первую очередь, техническим работником, основная задача которого сводится к поиску в законодательстве соответствующего правила поведения и к последующему проведению этого правила в жизнь.

    Право, которое понимается в романо-германской семье как совокупность определенных норм, санкционированных властью государственного порядка и обеспеченных силой государственного принуждения, воспринимается правовым сознанием общества в качестве основы социального порядка, а также социального благополучия. Пренебрежение конкретными нормами законодательства в первую очередь, расценивается как некий путь разрушения и анархии. Вместе с этим весьма показательно звучат слова немецкого правоведа Густава Радбруха, который писал в свое время в начале 20 века., что «исполнение и несправедливого закона ... обязано являться не только правовой, но также, и нравственной обязанностью».

    Опиши задание

    Англо-саксонская правовая семья

    Англо-саксонская правовая семья начинает формироваться в Англии в 13-14 веке н.э. благодаря определенными активным деяниям королевской власти, которые в свою очередь направлены на создание общей, единой практики судебного органа (common law) в противовес существованию разнообразных и противоречивых местных обычаев. Деятельность судебных органов королевской направленности в данный момент времени представляет собой конкретное намеренное вмешательство высшей власти государственного органа в традиционную юрисдикцию местных феодалов, которое с течением времени становилось все глубже, а также массивнее. Обычно королевские органы судебной власти занимались тем, что рассматривали поступившие к ним споры основываясь на специальном принципе «stare decisis» – «следования ранее принятому», который под собой предполагал применение прошлых решений судебного органа в роли некого образца в процессе разрешения аналогичных дел. Важно указать, что достаточно часто английское право в научной литературе называется прецедентным правом.

    Замечание 5

    В 17–18 веке тот же принцип правового характера был перенесен Англией на территории ее колоний, оказав достаточно значительное влияние на организацию их систем правовой направленности.

    На данный момент времени к странам англо-саксонской правовой семьи, кроме Англии, также относят Австралию, Новую Зеландию, США, Канаду.

    Таким образом, как уже отмечалось ранее, главным (наиболее часто применяемым) источником права в данных странах выступает не сам закон, а определенный судебный прецедент, то есть вынесенное по конкретному делу решение судебного характера, в котором содержатся специальные правила или принципы, в соответствии с которыми обязаны действовать иные органы судебной власти в ситуации рассмотрения идентичных или похожих дел.

    Замечание 6

    Это в свою очередь означает, что в англо-саксонской семье правового характера правовые нормы, в основном, формулируются не парламентами, а судебными органами. В связи с этим необходимо дать несколько очень значимых пояснений.

    Во-первых, далеко не каждое решение судебного органа, которое в свое время было вынесено в Англии, Соединенных Штатах Америки или какой-либо иной стране, входящей в данную семью правового характера, является достаточно значимым прецедентным решением, то есть создающим обязанность его применения другими органами судебной власти. Чаще всего, решения прецедентной направленности создаются специально уполномоченными на это высшими органами судебной власти самого государства или входящих в его состав государственных образований (субъектов федерации). Так, например, в Англии определенным правом на создание прецедентных решений обладают Суд Верховной направленности, Апелляционный Суд и Высокий Суд, в США – Верховный Суд Соединенных Штатов Америки, а также Апелляционные и Верховные Суды штатов.

    Во-вторых, во всех государствах англо-саксонской семьи правового характера существуют специальные парламенты, а это означает, что издаются определенные законы. Причем главный вопрос о соотношении и взаимодействии прецедента судебного порядка и закона (статута) в разных государствах решается по-разному. На данный момент времени, в современной Англии законотворчество выступает в роли способа по внесению коррективов в прецедентное право; именно из-за этот здесь принятие закона означает отмену деяния всех противоречащих ему прецедентов. Немного другое отношение к закону наблюдается в США. В этой стране парламенты издают специальные документы очень узкой и, что наиболее важно конкретной направленности, обычно в таких сферах, которые никаким образом не урегулированы общим (прецедентным) правом. В общем то, взгляд большинства современных юристов американского происхождения на закон достаточно емко выражен в словах известного правоведа Фредерика Поллока, который писал, что «парламент, чаще всего, меняет право в худшую сторону, а также задача самого судьи кроется в том, чтобы свести к минимальному значению вред от его вмешательства».

    И наконец, в-третьих, решения судебного органа становится прецедентным только после того, как произойдет процесс его публикации. Публикуются определенные прецедентные решения в специальных сборниках, которые периодически издаются во всех отмеченных выше государствах.

    Создание какого-либо прецедента судебного характера обычно рассматривается специальными юристами данных государств как весьма сложный, ответственный, а также многогранный процесс, который предполагает скрупулезный анализ не только конкретных обстоятельств дела, но и всего комплекса экономических, социальных, политических, нравственных факторов.

    Вывод 1

    Отсюда получается, что для англо-саксонской семьи правового порядка вовсе неприемлемо понимание права, как совокупности неких абстрактных рациональных формул. Как считает большинство английских и американских правоведов, в качестве основного источника их права выступает сама жизнь; а изменение условий жизни влечет за собой изменение определенных прецедентных решений. Механизм правового контролирования в большей мере основан здесь не на дедуктивном, как в романо-германской семье, а на индуктивном (от частного – к общему) методе. Именно анализ жизненной конкретики подсказывает должностному лицу, которым является судья конкретный путь к правильному и, что самое главное справедливому решению той или иной проблемы.

    Что касается структуры англо-саксонского права, тот тут потребуется отметить отсутствие в нем четкого отраслевого деления. Данное право имеет совершенно иную структуру, и в роли составных частей в нем принято отмечать «общее право» и «право справедливости». Не вдаваясь в определенное историческое объяснение такого деления, стоит указать лишь, что на данный момент времени оно имеет почти исключительно процессуальные критерии. «Общее право» предполагает рассмотрение тех или иных споров основываясь на устном судоговорении в соответствии со специальным принципом состязательности сторон (к ним обычно относятся дела уголовной направленности, различные спорные ситуации о возмещении нанесенного вреда, споры из договорных отношений). «Право справедливости» в большей степени базируется на письменной процедуре рассмотрения дела, которая включает в себя детальное исследование тех актов, которые были ранее исследованы (акционерное право, какие-либо дела о банкротстве).

    Религиозная семья

    Религиозная семья правовой направленности по большей части рассматривает право как определенную неотъемлемую часть вероучения. Такая семья обычно характеризуется, в первую очередь, непосредственным использованием священных текстов религиозного характера в качестве источников права. На данный момент, в современном мире самым ярким элементом данной правовой семьи выступает право мусульманского характера.

    Ислам же в свое время, никаким образом не разграничивает религию и какие-либо другие сферы общественной деятельности, осуществляя деятельность по объединению всех аспектов правильной, богоугодной человеческой жизни в понятии «шариат», которое обычно переводится как «верный путь».

    Замечание 7

    Стоит отметить, что шариатом охватывает огромный спектр деяний, мыслей, чувств и переживаний людей, в частности можно отметить: отношение человека к Богу, отношение человека к материальному миру, а также отношения между людьми в обществе. В роли главных источников шариата можно считать Коран и Сунна.

    Коран, если посмотреть со стороны сторонников ислама, представляет собой определенное Божественное откровение, данное самим Аллахом народу через пророка Мухаммеда еще в 7 веке н.э. Что касается текста Корана, то он содержит в себе множество специальных предписаний и, конечно, требований, некоторая часть которых касается взаимодействия людей в обществе.

    Сунна – жизнеописание самого пророка Мухаммеда, которое было составлено в первые века распространения ислама на основании свидетельств различных людей. Сунна в свою очередь, состоит из «хадисов» (то есть определенных эпизодов жизни пророка), в которых, обычно, воспроизводятся его высказывания по каким-либо вопросам.

    Замечание 8

    Право как определенные правила взаимных отношений между людьми является конкретной частью шариата и обозначается специальным термином «фикх». И Коран, и Сунна обычно воспринимаются мусульманами, как наиболее значимые правовые источники.

    Говоря о каких-либо иных элементах составного фикха, необходимо сразу указать, что мусульманский мир уже сразу после смерти пророка Мухаммеда, датируемой 632 г., перестал быть однородным обществом единого характера. Со временем раскол исламских общин только усугублялся. Именно из-за этого современные граждане, которые являются мусульманами относят себя к самым разным течениям, многие из которых открыто враждуют между собой.

    Отсутствие единства мусульманского мира обусловило появление в 7-8 веке нескольких школ правовой направленности («масхабов»), совершенно по-разному воспринимающих систему источников мусульманского права. В этом параграфе мы рассмотрим только те источники, которые в свое время подлежат применению с точки зрения наиболее распространенного среди российских мусульман ханафитского масхаба, который был назван по имени своего создателя, выдающегося исламского правоведа 7 века Абу-Ханифы. К данным источникам, помимо Корана и Сунны, относятся иджма, ар-раи, кийяс, фетвы, истихсан и адат.

    Определение 1

    Ижмой называется общее мнение согласованное авторитетными мусульманскими деятелями общественной направленности и правоведов по какому-либо вопросу. В ханафитском мазхабе, в отличие от иных школ правовой направленности, иджма носит открытый характер, то есть ее становление продолжается и в наши дни.

    Ар-раи – мнение индивидуального характера, которое было высказано кем-либо из известных халифов или имамов. Такой источник в основном применяется в ситуации отсутствия согласованного мнения, то есть иджмы.

    Фетва – определенное правило поведения, которое было сформулировано конкретным правоведом в научном труде или высшим должностным лицом, которым является судья в процессе рассмотрения дела на основании толкования положений Корана и Сунны применительно к правовым отношениям, появившимся в современной жизни. Применяя современную лексику, можно сказать, что фетвы являются выражением доктрины правового характера в мусульманских странах.

    Кийяс – принцип аналогии, применимый для разрешения споров в органе судебной власти.

    Истихсан – специальный принцип предпочтения, в соответствии с которым вполне возможен отход от использования аналогии или ее корректировка непосредственно судьей по мотивам целесообразности.

    Адат – определенный мусульманский обычай правовой направленности.

    Помимо этого, мусульманская система правового характера не отвергает применения специальных нормативных правовых документов, включая законов. Тем не менее ни один закон в мусульманском государстве не может противоречить шариату. Проверка соответствия издаваемых нормативных документов Корану является важным полномочием особых органов государственной власти, таких как Совет по защите Конституции в Иране или Консультационный Совет в Саудовской Аравии.

    Кроме рассмотренных романо-германской, англосаксонской и религиозной семей правового порядка, современные исследователи также достаточно часто выделяют, и иные правовые семьи, которые характеризуются своими особенностями.

    Вывод 2

    Подводя итоги необходимо сказать, что в литературе юридической направленности до сих пор остается определенный дискуссионным вопрос о месте России в палитре правовых семей современного мира. Проведенный нами краткий обзор показывает, что однозначный ответ в данной ситуации вряд ли возможен. С точки зрения источников права и его отраслевой структуры российская система правового характера, безусловно, может быть признана частью романо-германской правовой семьи. Какие-либо иные же критерии, такие, например, как особенности правового использования и правосознания, не позволяют делать подобный вывод, а также заставляют задуматься о специфике и, что наиболее важно самобытности отечественного права.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Навигация по статьям

    Наши социальные сети

    Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!

    Пожалуйста, убедитесь, что вводите e-mail верно
    {$ $select.selected.title $}
    Осталось указать: Вид работы Тему Почту
    Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности и принимаю условия договора публичной оферты