Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Наши социальные сети

Мусульманское право: источники, субъекты

Содержание:

    Возникновение шариата

    История возникновения и развития шариата насчитывает более десяти столетий и занимает очень важное место в исламской религии. Мусульманское государство росло, расширяя свои границы одновременно с этим распространялось и правовое влияние.

    Система мусульманского права носит целостный и тотальный характер, охватывая и регулирую все сферы жизни, как общественной так и церковной. Как говорилось выше шариат является основной составляющей религии, где единым Богом и Судьей выступает Аллах, устанавливающий единый правовой порядок.

    Но, несмотря на это шариат нельзя назвать однозначным в полной мере. Во времена становления ислама образовались три его главных направления:

    • Сунниты. Это сторонники основного направления в исламе, которыми признавался полный текст Сунны;
    • Шииты. Приверженцы этого направления признавали законным и духовным преемником Мухаммеда только пророка Али, считая достоверными исключительно его хадисы Сунны;
    • Хараджиты. Его последователи стали первыми, кто обособился от большей части мусульман, взяв за основу политический образ действия халифов – абу Бакра и Омара.

    С течением времени приверженцы всех трех направлений начали создавать специальные школы – мазхабы, которые занимались не только богословским, но и юридическим толкованием. Таким образом мазхабы суннитов деляться на ханифиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. А у шиитов школы делились на исмаилитов, джафаритов, зейдитов и др.

    Замечание 1

    Во времена своего становления, три течения исламской религии распространились далеко за пределы халифата. Таким образом, невзирая на конкуренцию, они сосуществовали как на границах провинций, так и крупных городов.

    Источники и субъекты мусульманского права

    Рассматривая источники мусульманского права, стоит отметить основной из них, которым является Коран. Именно он определяет направление шариата и является божьим откровением.

    В него входят проповеди, молитвы, рассказы и притчи, а также обрядовые и юридические установления. История Корана берет свое начало со времен Мухаммеда, когда текст священного писания передавался по памяти. После смерти пророка, его последователями были сделаны первые записи Корана. Но только через несколько десятилетий, по приказу халифа Османа был составлен текст, соответствующий канонам.

    Замечание 2

    Из 6219 стихов, включенных в Коран, только в 500 из них говорится о правилах поведения мусульман, где 80 стихов посвящены правовому регулированию.

    Еще одним источником права является Сунна, которая включает в себя предписания семейно-наследственного и судебного права. Если рассматривать ее конкретней, то Сунна представляет собой собрание изречений Мухаммеда и предания о его поступках.

    Существуют определенные вопросы, которые не затрагивает ни Коран, ни Сунна. Их решения отражены в иджме мусульманскими правоведами.

    Также к источникам мусульманского права относится фетва, в которой представлены решения по отдельным вопросам общественной жизни. Помимо этого существуют установленные обычаи, которые соответствуют нормам исламской религии. В то время как Кияс решает вопросы по аналогичным ситуациям Корана и Сунны. Из всего перечисленного можно сделать вывод, что источники мусульманского права действуют на основе аналогии. Государство росло и развивалось, вместе с чем укреплялись и законы шариата.

    В отличие от других государств правовое регулирование мусульманского делает большой акцент на обязанности граждан перед Богом. Таким образом Аллах является единственным субъектом мусульманского права, а человека в этом случае можно назвать объектом, который пользуясь правами, исполняя перед Богом свои обязанности. В эти обязанности входит непосредственное выполнение норм ислама.

    Замечание 3

    Самое низкое положение в исламе занимали приверженцы другой религии, их называли зимми. Поэтому людям другой веры запрещался брак с мусульманами, а также на них накладывался высокий налог.

    Опиши задание

    Понятие вещного права

    Существуют вещи которыми мусульманин не может владеть. Это пустыни, моря, воздух, а также то, что запрещает исламская религия (свинина, вино и книги которые противоречат исламу). Чтобы иметь твердое представление об этих вещах и о право обладание, было образовано вещное право.

    Как любое развитое государство, шариат разделял недвижимое имущество и движимое. Это относится и к земельным правам, где земельные участки разделяют на отдельные группы, первой из которых идёт хиджаз. На этих землях запрещалась охота и вырубка деревьев, а жить могли только мусульмане. Дело в том, что им был присвоен особый статус, ведь по преданию на них жил Мухаммед.

    К разным видам также относятся земли находящиеся в частной собственности (мульк) и выделяемые на службу (икта).

    Земельные участки, которые передают собственники религиозным или благотворительным организациям называются вакф.

    Замечание 4

    Собственник переданной земли в праве управлять имуществом и получать определённую часть прибыли, хоть и право собственности за ним не сохраняется.

    Имущество может быть приобретено всего тремя способами – наследство, договор и находка. Что касается военных трофеев, то они делились на три равные части между государством, мечетью и добытчиком.

    Мусульманские правоведы также разделяют обязательства на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные.

    В Арабском халифате понятие договора носило формальный характер, поэтому он не имел определенной формы, а заключался как письменно так и устно. Но несмотря на это мусульмане очень серьезно подходили к выполнению обязательств по заключенному договору, так как обязанность его соблюдения была священной. Это относилось ко всем договорным обязательствам, за исключением двух случаев.В первом случае договор считался недействительным если речь шла о «нечистых» вещах или о безнравственных целях. А во втором его могли расторгнуть если у предмета договора обнаруживали скрытые недостатки.

    Шариат дает детальное описание разного рода договорам, таким как договор хранения, найма, союза и товарищества, имущества, займа и купли-продажи. Самое широкое распространение получил договор купли-продажи. По установленным правилам договор применялся исключительно к реально существующим вещам. Однако во всех правилах есть исключение, таким образом ханифиты считали возможным продавать вещи, которую получат в будущем.

    Коран запрещает обращать должника по договору займа в рабство, но позволяет отработать свой долг перед кредитором.

    Что касается договора товарищества, то он получил свое распространение после популяризации караванной торговли и оросительного земледелия.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Навигация по статьям

    Наши социальные сети

    Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!

    Пожалуйста, убедитесь, что вводите e-mail верно
    {$ $select.selected.title $}
    Осталось указать: Вид работы Тему Почту
    Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности и принимаю условия договора публичной оферты