Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Наши социальные сети

Источники права средневековой Франции

Содержание:

    Основные источники права средневековой Франции

    В IX -XI вв. вводится принцип территориального воздействия права в средневековой Франции, население повиновалось этим общепризнанным меркам права, которые сформировались в местности его проживания.

    Появление это принципа объяснялось:

    • верховенством естественного хозяйства, обособлением отдельных феодальных сеньорий;
    • сосредоточением в руках сеньоров, имеющих политическое значение, судебной власти.
    Определение 1

    Подобное состояние способствовало смене племенных традиций местными обычаями – кутюмами.

    В промежуток феодальной раздробленности страны нравы считались основным источником права. Страна до ликвидации феодализма не знала единой правовой системы. В зависимости от источников права все государство делилось на 2 части, ориентировочной границей между которыми была речка Лаура. Земля южнее данной грани называлась «государством писаного права», ибо на ней действовало римское право, адаптированное под воздействием традиций к новым условиям, за ним признавалось значение «совместного обычая». Север Франции числился государством «простого права», ибо главным источником права считались территориальные обычаи (кутюмы).

    Парижский парламент

    Во время формирования централизации страны сословно-презентабельной монархии предпринимаются попытки классификации и записи кутюмов. Людовик IX предписал собственным бальи сделать обычаи округов, отредактировать и прислать их в парижский парламент. В 1453 г. Карл VII предписал составить кутюмы, обыкновения, разные формулы, используемые судами, также при помощи знающих людей записать обычаи и весь материал представить в парламент, который обязан его изучить, отредактировать и представить на утверждение короля. В итоге, было записано и возымело мощь закона около 300 местных кутюмов и 60 огромных кутюмов, которые распространяли свое действие на большой территории.

    Во время абсолютной монархии при Людовике XIV было запрещено выявлять в судах обычаи методом опроса знающих людей, и всякое изменение традиций либо введение новых традиций могло происходить лишь по распоряжению короля.

    Популярны некоторое количество сборников традиций, составленных в неофициальном порядке. В 1389 г. бальи Жак Д. Аблейг составил Большущий сборник традиций Франции.

    Царский бальи и сенешали Ф. Бомануар составили Кутюмы Бовези, которые охватывали традиции сенешаль Франции. Но сборники кутюмов, которые составляются как по царскому велению, так и в личном порядке, не формировали всеобщего права для всей страны. Право продолжало сохранять личный партикуляристский нрав.

    Законодательный монумент Кутюмы Бовези закрепил принцип презумпции:

    • невиновности и одновременно беспристрастного вменения (гл. 1);
    • принцип наказуемости (гл. 3);
    • предугадывал вопросы судопроизводства, явки на трибунал (гл. 2);
    • выделял подтверждения и его виды.

    Мера наказания по нему обязана была зависеть от проступка, также от того, кто его сделал и кому нанесен вред.

    Замечание 1

    Кутюмы Бовези назвали смертоубийство умышленным действием, с намерением совершить смертоубийство целенаправленно. Различалось смертоубийство в ссоре, смертоубийство в состоянии сильного душевного переживания.

    Опиши задание

    Акты королевской власти

    Письменными источниками права считались акты королевской власти:

    • распоряжения;
    • эдикты;
    • ордонансы.

    Вначале акты царской власти имели реальную власть лишь на территории царского доменного имени, но по мере укрепления царской власти их общеобязательное значение распространилось на всю территорию государства. В XVI в. было принято представлять королевские акты в парижский парламент с целью их регистрации, что равносильно их публикации.

    Источником права, вводящего общие принципы, единообразие в контрастной системе обычного права, являлось римское право. Вместе с ним в качестве доп источников действовало огромное количество местных кутюмов. Вместе с ордонансами существовали указания больших сеньоров, именовавшихся «ассизами».

    Институты гражданского права (имущественного права, обязательственного права, брачного и семейного права) и городского права получили особое развитие в феодальной Франции.

    Семейное право Франции в период феодализма регулировало вопросы брака, отношений родителей и детей, вопросы развода. Условиями для вступления в брак были достижение брачного возраста: для мужчин – 30 лет, для женщин – 25 лет и согласия родителей пары.

    Брак требовал церковного освящения. Браки между родственниками и лицами, которые не были крещены, заключены под влиянием обмана, насилия или ошибки, под принуждением духовенства, были признаны недействительными. Муж во французской семье был главой семьи и покровителем его жены.

    Замечание 2

    Жена была обязана повиноваться мужу и следовать за ним повсюду, она не имела права совершать юридические деяния без согласия мужа. На севере Франции была признана общая собственность брака, на юге – раздельный режим собственности супруга и супруги. На юге Франции под влиянием получения римского права отец семьи со всей строгостью осуществлял власть над детьми. Брак считался расторгнутым в результате гибели мужа или жены, а также в результате развода. Влияние религиозных норм на нормы права, регулирующие повторный брак, было велико.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Навигация по статьям

    Наши социальные сети

    Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!

    Пожалуйста, убедитесь, что вводите e-mail верно
    {$ $select.selected.title $}
    Осталось указать: Вид работы Тему Почту
    Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности и принимаю условия договора публичной оферты