Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Наши социальные сети

Виды источников мусульманского права

Содержание:

    Коран

    Стоит отметить, что в роли основного источника шариата выступает именно Коран.

    Определение 1

    Коран – это священная мусульманская книга, которая состоит из определенных притч, а также молитв и, что не менее важно проповедей в свою очередь приписываемых пророку Мухаммеду.

    В Коране содержится 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть данных стихов имеет специальный мифологический характер и только около 500 стихов содержат конкретные предписания, которые имеют отношение к правилам поведения мусульман. При этом важно, что не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (по большей части это правила, которые имеют отношение к браку и семье), остальные же касаются религиозного ритуала, а также обязанностей.

    В качестве иного авторитетным и, что наиболее важно обязательным для всех мусульман правовым источником была Сунна, которая состояла из достаточно большого количества рассказов (хадисов) о поступках, а также суждениях самого Мухаммеда. В хадисах в свое время вполне можно встретить различные напластования правовой направленности, которые служили для отражения развития отношений социального характера в арабском обществе. Что касается окончательного редактирования хадисов, то оно было осуществлено в 9 веке в то время когда были составлены 6 ортодоксальных сборников Сунны самым популярным из которых стал сборник Бухари. Из Сунны в свое время также выводятся определенные нормы наследственного и брачного, доказательственного, а также судебного права, правила о рабах.

    Иджма

    Иджма среди источников мусульманского права занимала третье место, она в свою очередь рассматривалась как «специальное согласие общего характера мусульманской общины». В свое время Иджма складывалась именно из совпадающих мнений по вопросам религиозного, а также правового порядка, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджтахидами). Также важно обратить внимание, что Иджма развивалась как в виде определенных интерпретаций текста Сунны или Корана, так и путем формирования совершенно новых норм, которые никаким образом не связывались с Мухаммедом. Они в свою очередь предусматривали определенные правила самостоятельного поведения и при этом становились обязательными в силу единодушной поддержки муджтахидов или муфтиев. Данный способ развития норм права мусульманского характера получил название «иджтихад».

    К иджме в роли специального правового источника дополняющего шариат примыкала и фетва – мнения, а также решения отдельных муфтиев относительно правовых вопросов. В 8-9 веке в связи с достаточно широким распространением метода «иджтихада» право мусульманского порядка достаточно активно развивалось доктринальным путем в трудах, которые являются отмеченными выше основателей главных школ правовой направленности, а позднее в работах их ведущих учеников и, конечно, последователей. В 10 веке рядом авторитетных теологов-юристов были проведены специальные работы направленные на систематизацию материала правового характера, который на данный момент был накоплен. С 11 века в связи с противоречиями, которые являлись обостренными между главными течениями в исламе, а также разными школами правовой направленности (мазхабами) мусульманское право по факту просто не существовало как единая система. Какие-либо расхождения внутреннего порядка в нем приобрели существенный характер.

    Замечание 1

    В качестве одного из самых спорных источников права мусульманского характера, который вызвал острые разногласия между разными направлениями был кияс – решение дел правовой направленности по аналогии. Согласно данному источнику киясу правило, которое в свое время была установлено в Коране, Сунне или иджме, вполне может быть использовано по отношению к делу, которое прямо не предусмотрено в данных правовых источниках. Кияс не только давал возможность достаточно быстро урегулировать новые отношения общественной направленности, но также и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.

    Опиши задание

    Дополнительный источник права шариат

    Что же касается дополнительного источника права шариат, то он допускал и местные обычаи, которые являлись не вошедшими непосредственно в само право мусульманского характера во время его становления, но не противоречившие прямо его нормам, а также принципам. При этом признавались определенные обычаи правовой направленности, которые сложились в самом арабском обществе (урф), а также у достаточно большого количества народов, которые являлись покоренными в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию права мусульманского характера (адаты).

    Наконец, в роли производного от шариата источника права мусульманской направленности были отмечены и распоряжения халифов – фирманы. В последующем в иных государствах мусульманского характера с развитием законодательной деятельности в качестве правового источника стали рассматриваться и, что не менее важно играть все возрастающую роль законы – кануны.

    Замечание 2

    Кануны и фирманы не должны были противоречить нормам шариата, а также они дополняли его специальными нормами, которые регламентировали деятельность органов государственной власти, а также осуществляющих функции по регулированию административно-правовых отношений государственной власти с населением.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Навигация по статьям

    Наши социальные сети

    Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!

    Пожалуйста, убедитесь, что вводите e-mail верно
    {$ $select.selected.title $}
    Осталось указать: Вид работы Тему Почту
    Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности и принимаю условия договора публичной оферты