Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Традиционная правовая система Китая

    Традиционная правовая система распространена на Дальнем Востоке, в Африке и Океании. Их различия обусловлены историческими особенностями появления и развития, но они схожи по принципу отрицания западных правовых идей и рассмотрения права как вспомогательного элемента управления общественных отношений. В данной статье будут рассмотрены особенности традиционных правовых систем.

    Правовая система в Китае

    То, как к правовым системам относилось китайское общество многие века, было неоднозначным. Понимание места и роли правовых систем при регулировании общественных отношений отличалось во всех философско-этических системах.

    Замечание 1

    Приверженцы конфуцианства опирались на вспомогательную роль права, к которому обращались в случаях, не подразумевающих использование норм ритуалов и морали.

    Данное трактование появилось из идеи общества, где во главе стояли мужчины, сохраняя патриархальные традиции в семьях. В те времена общество подразделялось в зависимости от обязанностей и функций членов семьи на 3 группы: старшая, средняя и младшая. Конфуцием была выдвинута идея идеализации человека, которому приписывались добродетель, повиновение, поклонение обычаям и ритуалам.

    Те люди, которые были приверженцами легизма, основывали свои трактаты на том, что люди – агрессивные и эгоистичные существа. Для того, чтобы обеспечить социальный порядок в обществе, они должны постоянно находится в страхе из-за системы наказаний. Для этого создавались постоянные законы, которые неукоснительно соблюдались всеми членами общества, а власть над ними и над самими законами находилась у правителей. В дальнейшие годы последователей конфуцианства поглотила система легизма.

    Право на Дальнем Востоке

    Право в странах Дальнего Востока было сформировано основываясь на традициях, обычаях и философско-этических учениях. Именно на последних строились традиционные взгляды членов китайского общества, что и определяло приоритеты и цели, а также способы их достижения.

    Традиционная философия Китая основывается на гармонии и социальном порядке, который складывается из того, как между собой взаимодействуют люди, земля и небо. Основой социальных порядков являются гармоничные отношение между людьми и природой, а также согласие каждого человека друг с другом. С помощью морали и ритуалов достигается равновесие и соблюдение социального порядка и справедливости, а не с помощью правовых норм.

    Замечание 2

    Эти важные постулаты общества должны быть сохранены с помощью методов убеждения, техники посредничества и самокритичных оценок поведения каждого.

    История развития права в Китае

    До 19 века развитие Китая находилось в отдалении от западного влияния, но после того, как жители смогли ближе познакомиться с нею, правительство отрицательно отнеслось к субъективным правам и индивидуализму, строгости и абстрактности. Традиционная философия указывает на то, что человек должен стремиться к тому, чтобы находиться в согласии с миром, позабыв о собственном я. Во время исполнения и применения закона, необходимо сохранять свободу усмотрения, так как идея идеального общества заключается в отказе от применения законов и вынесения судебных решений.

    В традиционном китайском мировоззрении не отрицается право как таковое, там лишь упоминается, что оно необходимо только варварам, которые не заботятся о моральных принципах. Согласно воспитанию китайцев, они должны искать причины раздора только в себе и собственных поступках. Именно поэтому правовая система является лишь вспомогательным элементом, которое необходимо в тех случаях, когда одной морали недостаточно для разрешения конфликта.

    Замечание 3

    После того, как в 1911 году была свергнута маньчжурская империя и установлена Республиканская система, Китай начал развитие правовой системы, которая основывалась на национальной традиции, моральных принципах, ритуалах и отрицала западное влияние.

    После провозглашения Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 году, правительство решило резко перейти от традиционной системы права, к социалистической, которая была основана на идее борьбы между классами. Формирование чувства классовой неприязни к элементам контрреволюции со временем полностью вытеснило мораль и принципы граждан, а помимо этого также и принцип целесообразности и отсутствия потребности в праве для разрешения конфликтов. У жителей Китая появилось чувство негодования относительно законопорядка, правил и судов, и это можно было объяснить тем, что правительство отрицало западные либеральные ценности и институты, стремилось к формированию альтернативных способов регуляции общественных отношений.

    В 1979 году были проведены Китайские реформы, которые ставили перед собой цель модернизировать различные стороны общества и создать многоукладную рыночную экономику. Они стали причиной того, что постепенно началось возвращение к конфуцианским традициям, повысилась роль и значение законопорядков в качестве истоков правовых норм. В 1982 году приняли новую Конституцию, которая стала основой для множества кодексов. Принципы Китайского права все больше приближались к европейской традиции. Хоть принципы больше и тяготеют к западной системе, в них все равно остались те постулаты, которые были важны много веков назад – ритуалы, обычаи и моральные нормы.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Средняя оценка статьи
    4,7 из 5 (14 голосов)