Специальное предложение

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Русская музыка XIX века

Содержание:

«Золотой век» русской культуры

XIX век закрепился в истории русской культуры как «золотой век». Это объясняется тем, что практически все аспекты духовной культурной составляющей в этот период получили свое мощнейшее развитие, в том числе и музыка. 

Уже к концу XVIII века в России сложились определенные традиции музыкальной культуры, а следующее столетие запомнилось новыми направлениями и жанрами, которые появились на свет благодаря выдающимся композиторам того времени. В музыкальном искусстве «золотого века» особенно ярко звучали имена таких композиторов, как: 

  • А. Алябьев, 
  • М. Глинка, 
  • А. Даргомыжский, 
  • П. Чайковский, 
  • С. Рубинштейн, 
  • М. Мусоргский, 
  • А. Бородин, 
  • Н. Римский-Корсаков. 

Русские композиторы первой половины XIX века

Изучая историю русской музыки, специалисты подразделяют XIX век на две половины. В первой половине XIX века русская музыкальная культура обогатилась национальной музыкальной школой. В данном случае, прежде всего, следует выделить А. Алябьева, чье произведение «Соловей» известно по всему миру. Композитор оставил существенный след в истории русской музыкальной культуры начала XIX века или, так называемой, доглинковской эпохе. 

Замечание 1

Среди других произведений А. Алябьева также известны «Вечерний звон», «Я Вас любил» и «Зимняя дорога»

Основоположником русской классической музыки по праву считают М. Глинку. Благодаря ему зародились следующие два направления: 

  • музыкальная народная драма, 
  • сказочно-эпическая опера. 

По мнению М. Глинки, именно народ создает музыку, а композитор – это всего лишь аранжировщик. В произведениях М. Глинки звучат истинно русские мелодии, выражающие чаяния русского народа. В его знаменитой опере «Жизнь за царя», или «Иван Сусанин» впервые главным действующим лицом стал простой крестьянин-патриот. Опера «Руслан и Людмила» наполнена сценами из быта Древней Руси, а также сказками Востока. 

Замечание 2

М. Глинка создал множество романсов на стихи знаменитых русских поэтов, среди которых и В. Жуковский, и Е. Баратынский, и М. Лермонтов 

Творчество А. Даргомыжского во многом перекликается с творчеством М. Глинки. Тем не менее, А. Даргомыжский усилил в русской классической музыке реализм. Он создал первую народно-бытовую музыкальную оперу-драму «Русалка», в которой перед миром предстал образ мельника – маленького человека, пробуждающего в каждом слушателе сочувствие. Романсы и песни А. Даргомыжского пронизаны сложными душевными противоречиями, отражают социальные проблемы всего русского общества. 

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Так, в середине XIX века уже можно было говорить о полностью оформившихся русских традициях реализма в музыкальном искусстве. Русская культура становилась все популярнее в мире, а ее музыкальные образы усваивались мировой культурой. 

Вторая половина XIX века в русской музыкальной культуре

На этот период приходится наиболее мощный расцвет музыкального русского творчества. Причиной тому стали обострившиеся социальные противоречия, приведшие к реформам и, что вполне логично, к большой активности общества. В 1862 году в Петербурге была основана первая русская консерватория, которую возглавил А. Рубинштейн. Спустя четыре года брат Антона Рубинштейна – Николай – становится директором московской консерватории. 

Замечание 3

Среди первых выпускников Петербургской консерватории был и П. Чайковский, окончивший ее с большой серебряной медалью

Во второй половине XIX века появилось музыкальное объединение под названием «Могучая кучка» или «Новая русская школа». Его основателем выступил М. Балакирев, поэтому иногда это объединение называют Балакиревский кружок. В «Могучей кучке» кроме самого М. Балакирева также входило четыре композитора: Ц. Кюи, М. Мусоргский, А. Бородин и Н. Римский-Корсаков. 

Эстетические позиции участников «Могучей кучки» сформировались под влиянием известного русского музыкального и художественного критика В. Стасова. Композиторы считали себя последователями великого М. Глинки и в своих произведениях продолжали музыкальные традиции классической музыки, заложенные Глинкой и Даргомыжским. 

Участники «Могучей кучки» внесли огромный вклад в развитие русской национальной музыки, ставя перед собой задачу как можно правдивее отражать в музыке жизнь русского народа, благодаря чему их творчество было понятно массовому слушателю.

Выполненные работы по культурологии
  • Культурология

    Актуальные задачи современной культурологии

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      13 декабря 2017 г.

    • Стоимость:

      600 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Восточное общество традиции и современность

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      21 февраля 2019 г.

    • Стоимость:

      400 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Наука как источник мифов

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      27 сентября 2016 г.

    • Стоимость:

      400 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Элементы межкультурной коммуникации восприятие, вербальные и невербальные процессы

    • Вид работы:

      Курсовая работа

    • Выполнена:

      23 декабря 2016 г.

    • Стоимость:

      900 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Эссе по история мировых цивилизаций

    • Вид работы:

      Эссе

    • Выполнена:

      18 декабря 2017 г.

    • Стоимость:

      1 000 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Эссе на тему Культурный символ России.

    • Вид работы:

      Эссе

    • Выполнена:

      1 ноября 2018 г.

    • Стоимость:

      500 руб

    Заказать такую же работу
  • Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!