Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Наши социальные сети

Натурфилософия эпохи Возрождения

Содержание:

    Эпоха Возрождения стала источником идей, которые в последствие породили предпосылки для формирования классического естествознания. Это произошло из-за мировоззренческой революции, которая способствовала перевороту мысли о мире, природе и месте человека в этой среде.

    Основные концепции натурфилософии не оказывали прямого действия на развитие естествознания. Скорее они способствовали оживлению интереса к исследованию природы и желанию поиска свободного духа.

    Зарождение натурфилософии

    Переходный период от теоцентризма к пантеизму способствовал развитию идей натурфилософии. Именно в этот период появилось новое понимание Бога и природы. Бог – это что-то внутреннее, принадлежащее миру, а природа – это определённая субстанция, которая существует и реально, и потенциально, при этом соединяет в себе материю и форму.

    Пример 1

    Философы Эпохи Возрождения не допускали мысли о том, что в природе возможно творение из ничего, утверждая, что ничто не рождается и не исчезает.

    Мыслители эпохи Возрождения, которые придерживались натурфилософских воззрений, говорили о целостном изучении природы. Но логично предположить, что понимание и изучение природы в целом, было скорее чем-то фантастическим, нежели реальным. Кроме того, огромное желание овладеть силами природы, стало источником увлечения магией, кабалистикой и даже пифагорейской мистикой чисел.

    Каким бы удивительным это не казалось, но развитие естественных наук повлекло за собой и широкой распространение знаний паранаук. Здесь говорим об алхимии, магии, астрологии, в которых изо дня в день проводились определённые исследования и, более того, совершались важнейшие открытия.

    Представители натурфилософии Возрождения

    Бернандино Телезио

    Ярким представителем натурфилософии эпохи Возрождения стал Бернандино Телезио (1509-1583). Он является основателем академии в Неаполе (Academia Telesiam). И всё это для того, чтобы изучать природу, основываясь на её законах. Ключевой труд Телезио – "О природе вещей согласно её собственным началам". Главная особенность этого сочинения в том, что оно написано с позиции гилозоизма. Имеются в виду представления о том, что всё материальное имеет душу. Его учение о "живой материи" гласит о том, что любой предмет и вещь внутри себя кроет духовную причину, которая соединяет её с всеобщим живым пластом субстанций.

    Прибегал в своих суждениях Телезио и к алхимии. Так он трактовал чувственную сторону всеобщего познания. Говоря о том, что чувства и разум не имеют чёткой границы между собой. А скорее наблюдение за фикциями естественных процессов непротиворечиво возводит к усвоению духовных начал.

    Опиши задание

    Своими способами познания, которые были основаны на опытах, Телезио оказал большое влияние на Дж. Бруно и Ф. Бэкона, который является основоположником эмпиризма Нового времени.

    Джироламо Кардано 

    Джироламо Кардано (1501-1576) натурфилософ эпохи Возрождения. Однако эго деятельность в сфере философии – это, скорее ядро всей его деятельности в других науках и окончательный результат его исследований в математике, астрологии, алхимии, медицине, физике, инженерии, психологии и многих других областях. Нельзя недооценивать его достижения в алгебраической науке. Он исследовал теорию рычагов и теорию передачи движения.

    Пример 2

    Формула Кардана – способ решения неполного кубического уравнения. Авторство принадлежит именно Джироламо. А также понятия "карданный механизм" и "карданная передача".

    В основе его натурфилософии лежат принципы пантеизма, разбавленные мистическими представлениями о мире и природе.

    В своих трудах Кардано говорил о существовании материи, и при этом оспаривал положения схоластики о том, что материя Вселенной вечна. ОН утверждал, что космос состоит из "тончайшей материи" и она имеет способность принимать различные формы. Вселенная, по его мнению, это единое целое, а предметы, из которых она состоит, неразрывно связаны между собой и синтезируются в единство. А активное жизненное начало есть единство мироздания, которое достигается посредством мировой души.

    Современники знали его как астролога-теоретика. Его авторство носят несколько сочинений по астрологии. Более того, он изучал религию, опираясь на астрологические знания, тем самым, достаточно элементарно, объясняя происхождение, расцвет и упадок религий, выдвигая мнение о том, что всё зависит от влияния небесных тел.

    Пример 3

    Из сочинений Джироламо Кардано: "Законы религий проистекают от Бога, но их образ действия зависит от планет и звезд".

    Он является составителем гороскопов епископов, кардиналов, пап, а также Христа и Мухаммеда.

    Замечание

    В этой связи назревает вполне уместный вопрос: "Насколько совместимы научные исследования с астрологией?" Говоря о естествознании и астрологии с точки зрения научного естествознания, можно смело сделать вывод о том, что они не имеют ничего общего. Но для исследователей эпохи Ренессанса мистика и астрология органично соединялись с изучением природы.

    Астрологические исследования И. Кеплера, который сделал открытия на тему "Движения планет"  и изучения И. Ньютона в области естествознания невозможно не оценивать высоко, хотя оба они были величайшими мистиками.

    Джордано Бруно 

    Джордано Бруно (1648-1600), итальянский священник и монах Доминикского ордена. Его натурфилософия основывалась на учении пантеизма. Относил себя к числу радикальных вольнодумцев, более того активно отвергал ортодоксальные идеи христианства. Основой его учения были пантеистические мысли о том, что Бог и мир бесконечны. Принципиальное различие Бога и мира Бруно отрицал и полностью исключал.

    Советская история гласит о том, что Бруно вёл жёсткую борьбу с ретроградными церковными догмами, кроме того говорилось о том, что его казнили за его научные убеждения и пристрастия к новой гелиоцентрической системе мира, которую создал Коперник.

    Хотя с исторической точностью можно говорить о том, что эти убеждения Бруно интересовали инквизиторов меньше всего. Убеждения о том, что церковь преследовала Бруно за причастность и принадлежность к новой науке полностью ложные. Всё потому, что во время процесса церковь не имела реальных доказательств и положительная или отрицательная оценка была невозможно, поскольку теория по астрономии Коперника была запрещена только в 1616 г.

    Настоящая причина его казни заключалась в его связи как еретика с протестантами.

    Бруно был настроен показать свои сочинения Папе, и он надеялся, что последний даст своё одобрение на проведение реформы католической церкви. Он говорил о том, что чувствует в себе силы бороться, и уверен в своём исключительном призвании.

    Пример 4

    Джордано Бруно писал: " …знаю больше, чем апостолы, и сумею, если захочу, сделать так, чтобы во всем мире была одна религия".

    Но ничего у него не получилось, поскольку от был осуждён за свою связь с протестантами и еретические взгляды.

    Одним из самых ключевых трудов в области естествознания Дж. Бруно было учение о бесконечной Вселенной "О бесконечности, Вселенной и мирах". Его теория по космологии не была похожа на средневековые или античные представления. В античные времена и Средневековье учёные полагали, что у космоса есть конец. Вселенная в представлениях Бруно не имеет конца и предела.

    Он не ограничивается представлениями о космосе, которые были характерными до него. Он смело выдвигает мнение о том, что из-за своей бесконечности Вселенных может быть бесконечное множество подобно нашей. Кроме того, он выдвинул неоспоримый аргумент о том, что конечный мир ограничивается конечным благом, а бесконечный мир есть бесконечное благо. В виду этого, Бруно с лёгкостью опровергает мнение Аристотеля о понятии абсолютных мест: абсолютного верха, низа и т.п. Вместе с этим вводит новое понятие в физическую науку – относительность всякого места.

    Бруно разрушает целиком конечный космос Аристотеля и его систему абсолютных мест. Этим самым он создаёт предпосылки для формирования идей об относительности всякого движения. Таким образом, учёный подрывает все принципы системы физики Аристотеля и наглядно показывает тщетность геоцентрической системы мира. Также как и Коперник, Бруно стал основоположником идей, которые послужили твёрдой почвой для нового научного естествознания.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Навигация по статьям

    Наши социальные сети

    Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!

    Ваш email уже зарегистрирован. Чтобы оформить заявку, пожалуйста, авторизуйтесь в личном кабинете.
    {$ $select.selected.title $}
    Осталось указать: Вид работы Тему Почту
    Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности
    и принимаю условия договора публичной оферты