Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Исторические типы государства

    Историю человечества можно поделить на два основных этапа: первобытное общество, существовавшее более 2 млн. лет и цивилизация, насчитывающая около 6 тысяч лет. Эти пласты объединяет переходный период в виде образования протогосударств.

    Зарождение государства

    Замечание 1

    Справедливо остановить свое внимание на первобытном строе, так как именно в нем зародились первые признаки государства и права.

    Человечество прошло огромный этап эволюционного развития и становления как биологического, так и социального вида. От присваивающего хозяйства (собирательство растений, плодов, охота, приручение и одомашнивание животных) к производственному (выращивание и сбор урожая, скотоводство, ремесла и т.д.).

    Поначалу люди объединялись в небольшие группы под предводительством вожаков, так называемые первобытные стада. Вели бродячий образ жизни. Суровые внешние условия требовали четкого разделение труда и железной дисциплины. Для выживания общины в процессе исторического развития сформировались некие правила, поведенческие стереотипы, запреты (табу) и ритуалы. Все вышеперечисленное послужило основой для развития права.  Все больше выделялся про элитарный класс: вождь, воины, охранявшие имущество вождя и поддерживающие порядок в общественном строе, жрецы.

    Разрастаясь, общины превращались в кланы. Кланы, в свою очередь, объединялись в группы под родовым строем.  Освоив земледелие и разведение скота, человечество получило возможность вести оседлый образ жизни. Появилась необходимость защищать освоенные земли, благоприятные для жизни. По мере усовершенствования орудий труда, возрастало количество пищи. При распределении ресурсов рос разрыв между классами: большую часть получал вождь и его воины, затем жрецы, охотники и, наконец, земледельцы. Во все времена от количества ресурсов зависело социальное положение и влияние. Постепенно фигура вождя с его личными качествами и заслугами была заменена управленческими (прототип государственной, политической власти).

    Вывод 1

    Так, объединение племен в конфедерации со своей территорией, языком, обычаями стали прототипами современных государств.

    Теперь мы можем говорить о становлении цивилизации. Разумеется, не в понимании духовного развития человечества, а с точки зрения совокупности материально-технических достижений и уровня социального развития (способность к саморегуляции, самопроизводству, разделению общества на классы).

    Появление, историческое развитие государств

    Определение 1

    С помощью типологии – научного метода распределения объектов в группы по определенным признакам мы можем проследить развитие государства и права, узнать истинную сущность этих явлений в отдельные периоды истории.

    Определение 2

    Исторический тип государства являет собой совокупность основных признаков, свойственных всем странам с определенным типом производственных отношений, которые обусловливают классовую сущность и роль государства.

    В основе формационного подхода к классификации государств лежит общественный строй (социально-классовая структура общества) и экономический фактор (способ производства). Смена типа происходит под влиянием смещения соотношения социальных вёрст и перехода власти к представителям определенной  группы населения, вследствие чего меняется роль и сущность государства, его правовой системы.

    В зависимости от формаций выделяют следующие исторические типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный (капиталистический) и социалистический.  Необходимо отметить, что все аспекты и тонкости этого вопроса изучает история, в то время как теория государства и права признана выделить общие закономерности.

    Первым возник рабовладельческий тип государства. Борьба за власть и ресурсы привела к неминуемому завоеванию и подчинению одних племен другими. В то время гласил закон: «Кто сильнее, тот и прав».

    Рабовладельческие государства возникли в IV — III ст. до н.э. (Древняя Месопотамия, Древний Египет). Рабовладельческий строй существовал в странах Европы, Азии, Африки до III – V ст. н.э. Однако, в силу особенностей развития разных регионов можно говорить о некой дихотомии. Мир поделился на Восток – Запад (понятия не географические, а скорее политические). На западе главенствующую роль играла частная собственность. Экономическую основу рабовладельческого государства здесь составляли общественные отношения, характеризовавшиеся частной собственностью не только на средства труда и производства, но и на самих рабов. Рабами зачастую становились завоеванные и побежденные племена.

    Пример 1

    Наиболее яркий пример – Древний Рим. Рабовладелец мог распоряжаться судьбой раба на свое усмотрение: убить, продать, подарить и т.д.

    Доминирования меньшего по численности класса рабовладельцев обеспечивалось вооруженными силами, жестокой расправой с рабами за неповиновение, чиновницким аппаратом и системой внешних связей с другими рабовладельческими государствами.

    Замечание 2

    Воином мог стать только свободный человек. Основную массу вооруженных сил составляли рекрутеры из земледельцев. Избирательные посты могла занимать только знать, поскольку государственная служба не оплачивалась, и у бедного населения не было возможности представлять свои интересы.

    Развитие Востока было несколько застоявшимся, по сравнению с античными государствами.  Социальные классы представлялись кастами. Основу социальной жизни составляло натуральное хозяйство, земледелие и слабое развитие товарно-денежных отношений. Охарактеризовать восточные государства того времени можно, как рабовладельческие монархии (Египет, Вавилон, Индия, Китай), прославившиеся своей деспотичной властью. Сильная централизованная власть была необходима для жизнеобеспечения населения (например, для постройки ирригационных каналов и орошения полей).

    Вывод 2

    Подводя итоги, можно сказать, что рабство составляло основу производства, а рабы – основной класс производства.

    На смену рабовладельческому типу приходит феодальный, рабы сменяются крепостными. В Европе феодальные государства появляются в VI – IX ст. и сохраняются до XVIII ст.

    Три основные версты населения: знать, духовенство и крестьяне. В этот период сохраняется угнетение и эксплуатация большинства меньшинством. Экономической основой государства являлась власть феодала на землю, снаряжение для ее обработки и частично на крестьянина. На востоке значительную роль играла также собственность на ирригационные сооружения.

    Крестьянам передавалась в пользование земля, которую они обрабатывали и выполняли повинности перед феодалом в форме земельной ренты. Существовало три основных вида повинностей:

    • отработок;
    • натуральная;
    • денежная.

    Отработок был характерен для раннефеодальной монархии. Суть повинности заключалась в том, что крепостной жил при феодале и под его присмотром обрабатывал землю определенное количество дней в неделю.

    Станово-представительские монархии образовались в период расцвета феодализма (середина XI — конец XV ст.). Повинность сменилась на натуральную. Крестьянин освобождался от своего сеньора, но привязывался экономически. Он обрабатывал землю и большую часть собранного урожая передавал знати и духовенству. Весь груз налогообложения лег на плечи крестьян.

    Период абсолютной монархии говорит о постепенном распаде феодальной системы. Развиваются товарно-денежные отношения между городом и селом. Земельная рента существует в виде денежного налога и бывший крепостной теперь может стать владельцем земли, арендатором или наемным работником.

    Определение 3

    В VI ст. возникают первые мануфактуры – предприятия, в основе работы которых лежит распределение труда и использование ручной ремесленной техники.

    Мануфактуры постепенно вытесняют индивидуальное ремесленное производство.

    Замечание 3

    В феодальный период власть привилегированных классов поддерживалась государственным аппаратом в лице: армии, полиции, жандармерии, суда и тюрем. Все восстания жестоко подавлялись.

    Идеологическую работу проводила церковь. Постулаты церкви были одновременно и политическими, юридическими трактатами, и законами. Задача духовенства состояла в том, чтобы сохранить сильную централизованную власть, донести ее божественное происхождение.

    В период феодальной раздробленности, возникшей вследствие передачи монархами земель знати на местах, осуществляются попытки объединить земли с помощью единой правовой системы (Салическая Правда, Русская правда) и судебного прецедента.

    Феодальное государство не выдерживает, сельское хозяйство, промышленность отстали и не в силах удовлетворить все потребности общества. На смену ему в результате буржуазных революций приходит  новый тип государства – капиталистический.

    В основе данной формации лежит частная собственность на средства и результаты производства, независимость рабочих от работодателей, их юридическая защищенность. Права человека (права первого поколения) и основные гражданские свободы закреплялись в Конституциях. Там же предусматривалось право на формирование политических партий, профсоюзов, право на митинги, страйки и др.

    Формами правления государствами выступали конституционная монархия, парламентская и президентская республики, в которых провозглашался суверенитет, равенство граждан перед законом, основные права и свободы человека. Частная собственность оглашалась неприкасаемой, на ее защиту были приняты как национальные, так и локальные нормативно-правовые акты.

    Наряду с частной собственностью, в основу капитализма положено следующие явления:

    • наличие конкуренции;
    • научный и технический прогресс;
    • развитие промышленности;
    • развитие узкой специализации;
    • появление и рост корпораций;
    • завершение экономического роста экономическим спадом;
    • минимальное вмешательство государства в частный сектор;
    • возрастающая роль рабочего класса и его влияние через профсоюзы.

    Период капитализма можно поделить на два этапа:

    1. свободной конкуренции, при которой миллионы собственников выходят на рынок со своими товарами/услугами, а роль государства заключается в выявлении и удовлетворении их общего интереса;
    2. монополистической, при которой на ряду с мелкими предприятиями путем объединения капиталов образовываются крупные тресты, синдикаты и корпорации. Последние сосредотачивают в одних руках целые отрасли.

    Исходя из теории Ф. Энгельса и К. Маркса общество, путем социальной революции и свержения буржуазного класса придет к социалистическому типу государства. Позже, И. В. Ленин, в свои трудах, развивал идею постоянной революции – приход к власти эволюционным путем.

    Для становления социалистического государства предусматривался слом старой буржуазной машины в лице буржуазного государственного аппарата. Принципиальное значение в марксистско-ленинской литературе придается безусловной диктатуре пролетариата.

    Замечание 4

    Социалистическое государство характеризуется такими признаками, как наиболее широкое социальное обеспечение, уничтожение любого вида эксплуатации, общественные формы власти.

    Однако, на практике, идеи оказались утопическими. Национализация государственных средств производства не привела к ожидаемым результатам. Все достижения, как социальные, экономические, научные и т.д. основаны на принудительном труде, репрессиях. В конечном итоге, власть народа приобрела лишь формальной характер. Фактически же она сосредотачивалась в руках идеологической правящей верхушки.

    Цивилизационные типы государства

    Вернемся к понятию «цивилизация». Если взять его за критерий типологии государств вместо экономических факторов (средств производства), получаем в центре человека с его моральным, культурным, духовным развитием без отрыва от социальной, политической, трудовой деятельности. Человек рассматривается как личность, а не представитель класса.

    В основе данного подхода лежат цивилизационные характеристики государства: культурные особенности во взаимодействии общества с природой, между членами общества и общества с государством.

    Во многом культурные особенности и духовное развитие зависят от географического  расположения, климатических условий, исторического развития, что способствовало формированию определенных архетипов у конкретных народов.

    Исходя из географического критерия формирования цивилизаций выделяют восточные, западные и смешанные. В соответствии с техническими и экономическими показателями – доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

    На цивилизационный тип государства определённый отпечаток наложила религия, как главный идеологический фактор его формирования. Широкое распространение приобрели христианские (православные и католические) цивилизации, не уступают им и мусульманские. Пока между религиозными цивилизациями точится дискуссия, о том, кто оказывает больше влияния, кто нравственней, на арену выходят светские государства. Они провозглашают свободу вероисповедания, равенство всех религий, отсутствие влияния церкви на образовательный процесс, политический и т.д.

    Исходя из взаимоотношений между государством и его гражданами. выделяют наиболее популярную типизацию. Тоталитарные режимы способствуют концентрации власти в одних руках – правящей элиты. Власть контролируют все сферы жизни человека, включая частную. Права и свободы ограничиваются, доминирует императивный метод управления. В авторитарных государствах большая степень свободы заключается в личной жизни человека, его семейных отношениях. Либеральное государство не допускает необоснованного вмешательства в жизнь человека. Но при этом не всегда может гарантировать соблюдение всех прав и свобод. Демократические государства характеризуются участием народа в политической жизни общества, государство служит обществу через органы власти и органы местного самоуправления.

    В сфере взаимоотношений между государствами все большего значения приобретают процессы глобализации, когда уровень мирового сотрудничества возрастает для решения глобальных проблем.

    Замечание 5

    С развитием сети интернет различие между нациями стираются, люди получают новый опыт, в том числе в сфере организации управления государством, в сфере развития права – поскольку сотрудничество между странами сопровождается заключением международных договоров и необходимостью прийти к одному общему решению.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Средняя оценка статьи
    4,3 из 5 (19 голосов)