Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Основные виды культурных конфликтов

Содержание:

Поделиться:

Общие замечания о конфликтах природы и культуры

Культура — это явление, которое объединяет собой все сферы и стороны человеческой деятельности. Почему так происходит есть много причин. Во-первых, в ходе контактов с другими культурами она передается от одного человека к другому. Во-вторых, с помощью культуры у человека формируется чувство сопричастности и принадлежности к определенной группе. Люди, которые принадлежат к одной культурной группе способны лучше понимать друг друга, больше друг другу доверять и симпатизировать в сравнении с посторонними. Общие для членов одной группы чувства могут выражаться в разнообразных культурных проявлениях.

Замечание 1

Однако культура способна вызывать не только солидарность, но и становиться причиной конфликтов внутри групп и между отдельными группами.

Можно сказать, что общий язык и наличие возможности коммуницировать положительно сказываются на объединении членов социальной группы. Но также будет верно, что общий язык — это еще и средство исключения групп, не владеющих этим языком или пользующихся им в любой другой манере. Очевидно, что в обществе может быть несколько версий одного языка — по аналогии с различными стилями одежды, поведения, наборами ценностных ориентаций.

Все это нередко становится причиной обособления социальных групп и разнообразных групповых конфликтов (разных форм культурных конфликтов).

Явление аномии

Учитывая, сколько изменений происходит в современных человеческих сообществах и как стремительно, можно утверждать о не совсем верном определении степени культурного единства, определенной современными социологами.

Замечание 2

Конфликт культур подразумевает отсутствие одного из коммуникатов.

Известный социолог Н. Смелзер предалагает выделять как минимум 3 вида межкультурных конфликтов:

  • аномия;
  • культурное запаздывание;
  • господство чужой культуры.

Если говорить об аномии, то этот термин первым в 90-е гг. стал употреблять Э. Дюркгейм. По мнению ученого, под аномией следует понимать разрушение культурного единства, в ходе которого нельзя говорить о наличии четких социальных норм.

В то время явление аномии объясняли слабеющим влиянием политики и религии и возрастающим влиянием торгово-промышленных классов. В результате таких изменений происходил распад всей системы этических ценностей. По мнению исследователей, в это время начинается рост преступности, растет число разводов и др. Можно сказать, что все это стало причиной разрушения культурного единства. Особым образом это проявлялось в виде разрушения религиозных и семейных ценностей.

Определение 1

Аномия — это определенное состояние общества, которое сопровождается разбалансировкой и распадом системы норм, гарантирующих общественный порядок; это состояние хаоса норм и ценностей.

Аномия связана с утратой однозначных указаний правильности поступков. Появляется общество, в котором граждане не учитывают нормативные стандарты поведения и не подчиняются им в собственных поступках несмотря на то, что у них есть представление об их существовании.

Дюркгейм говорил о том, что у человека происходит остановка работы естественных ограничителей потребностей и желаний. Установка таких ограничителей осуществляется обществом посредством социальных норм. Это значит, что они отличаются социальным характером.

Немногим позднее явление и понятие аномии было развито в трудах американского социолога Р. Мертона. Он связал проблему аномии с несоответствием определяемых культурой целей и доступностью институализированных средств их достижения.

Специфика культурного запаздывания

В начале 20 века это понятие было введено в научный оборот ученым У. Огборном. Культурное запаздывание — это явление, которое возникает при отставании в развитии возможностей нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления) от развития материальной культуры и не успевают к ним приспособиться.

Как результат — постоянное несоответствие, возникающее между материальной и нематериальной культурами. Это приводит к многочисленным социальным проблем, которые все еще не могут быть решены.

Господство чужой культуры — еще один культурный стиль конфликта, который ученые выделяют в доиндустриальных обществах, колонизированных в различное время европейскими нациями. По мнению Б. Малиновского, для таких обществ свойственна плохая интеграция в силу наличия в их культуре многих противоречивых элементов. Исследователь изучал общества Южной Африки и зафиксировал противоборство двух культур с разной структурой:

  • местной культурой;
  • европейской колониальной культурой.

При наложении одних ценностей на другие получается не интеграция, а неестественное смешение двух культур. Такая смесь не является стабильной.

Навигация по статьям

Выполненные работы по культурологии
  • Культурология

    Ценностный подход к культуре его специфика

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      14 октября 2015 г.

    • Стоимость:

      500 руб

    Заказать такую же работу
  • Естествознание

    Культура межнационального общения

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      1 декабря 2023 г.

    • Стоимость:

      1 500 руб

    Заказать такую же работу
  • Английский

    Тема Способы передачи реалий на другой язык

    • Вид работы:

      Курсовая работа

    • Выполнена:

      1 ноября 2015 г.

    • Стоимость:

      2 700 руб

    Заказать такую же работу
  • Юриспруденция

    Тема Организация работы по приему регистрации и разрешению в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях об административных правонарушениях о происшествиях

    • Вид работы:

      Курсовая работа

    • Выполнена:

      18 сентября 2015 г.

    • Стоимость:

      1 800 руб

    Заказать такую же работу
  • Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!