Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Особенности становления категорий культуры

Содержание:

Поделиться:

Определение универсальных категорий культуры

Определение 1

Категоризация культур — это общие представления и установки, которым люди следуют в восприятии и понимании объективной реальности.

Категории культуры делятся на 2 основные группы:

  • онтологические;
  • социальные.

Онтологические категории затрагивают все универсальные предметы и явления, окружающие человека и напрямую связанные с его бытием. Среди них:

  • пространство;
  • свойство;
  • причина;
  • время;
  • изменение;
  • движение;
  • следствие;
  • закономерность;
  • соответствие;
  • качество;
  • количество.

Такие характеристики присущи почти всем предметам природы и социума. С их помощью есть возможность для описания почти любого предмета, даже в том случае, если о предмете известно не очень много.

Социальные категории связаны с характеристикой человека и общества. Кроме того, с помощью этих характеристик описываются важные обстоятельства жизни и деятельности социума.

Социальные категории состоят из:

  • работы;
  • свободы;
  • государства;
  • совести;
  • обязанности;
  • собственности;
  • справедливости;
  • добра.

Категории из этих двух групп довольно тесно связаны друг с другом, в частности еще и потому, что их рамки условны. В разных культурах разделение между этими категориями проходит по-разному. В одной культуре что-то может считаться онтологической категорией, а в другой это что-то будет уже категорией социальной.

Пример — категория времени. В культурах примитивных народов время как категория не воспринимается абстрактно. У представителей древних культур время не являлось координатным указателем: оно воспринималось как сверхсила, способная управлять миром и вершить человеческие судьбы. У древних греков, к примеру, время было представлено в виде бога Кроноса. После победы Зевса над отцом — Кроносом — греки стали говорить о победе богов над временем.

В восточной культуре было другое отношение ко времени. Время здесь — это смена поколений, династий и циклов. Поэтому, например, в Индии время изображалось в виде колеса. В средние века христиане воспринимали время в качестве цикла сельскохозяйственных работ, и этот цикл имел отношение к циклу создания мира Богом. Такие представления о времени не указывали на ценность этого концепта. Дела сменяли друг друга, интервалы работы и отдыха повторялись. Для измерения времени не использовались часы: для этого существовало Солнце и его движение. В этот период истории время как концепт не представляло ценность.

На современном этапе время становится настоящей ценностью. Это одна из наиболее ценных вещей, которой люди пытаются распоряжаться максимально рационально. Современный человек воспринимает время абстрактно, как нечто, что не поддается человеческому влиянию.

Особенности изучения культурных категорий в начале 20 века

Начало 20 века — время, когда антропологи стали активно изучать основные принципы, на которых держатся все культуры. 1923 год стал в этом плане временем главного достижения в этой области: американский антрополог Кларк Уисслер представил общественности универсальный культурный образец. Но и представители других наук пробовали обозначить тенденции человеческих реакций, при помощи которых можно было бы определить культурные различия.

Принципы коллективных представлений — то, что было представлено французским социологом и философом Э. Дюркгеймом, а также его племянником и учеником: этнографом и социологом Георгом Зикмелем. Представители психоанализа концентрировались на изучении универсалий Эдипова комплекса, детской ревности, а также закономерности различных фантазий. По мнению не только французских культурологов, только детерминизмом географической среды нельзя полностью определить универсальные категории. Они считали, что есть зависимость между культурными аспектами и социальной организацией, а также экологической ситуацией.

Эти и другие тенденции оказали влияние на становление и развитие антропологии как науки о человеке. Постепенно к ученым стало приходить понимание того, что культура не способна самостоятельно определять собственное содержание. Стало сомнительным и то, что культура определяет ход истории.

Британский социальный антрополог и этнограф А. Рэдклифф-Браун стал родоначальником направления в антропологии, которое ставило задачу найти универсальные социальные закономерности. Теория З. Фрейда была использована представителями психоанализа и антропологии с целью анализа полевых исследований.

Культурные универсалии в середине 20 века

Американский антрополог Флоренс Клакхон в 1950 году объединил социальные и антропологические знания. Таким образом была создана основа для сравнения отличительных характеристик различных культур. У этих отличительных черт имелись явные и скрытые признаки, они были связаны с такими универсальными вопросами гуманитарных наук как:

  • какие человеческие склонности можно считать врожденными;
  • каково взаимодействия человека с природой;
  • какое значение имеют временные измерения;
  • какую личность в историческом аспекте можно считать в большей степени ценной;
  • что является первостепенным во взаимоотношениях между человеком и обществом.

Для каждого общества характерны фразеологизмы, в которых кроются ответы на волнующие людей вопросы. Они же становятся источником общечеловеческих универсалий.

Посредством биологической сути человека устанавливаются некоторые рамки, человеку даются определенные возможности. Благодаря культуре эти возможности могут как развиваться, так и не развиваться. Это — основа концепции современной антропологии. Но смысл ее, конечно, далеко не только в этом.

Есть мнение, что такие элементарные биологические явления как наличие двух полов, определенный образ жизни человека, законы формирования детской психики — это социальные и культурные находки. Как пример — семейная жизнь, в некоторой степени присущая приматам: у всех представителей она имеет общую биологическую базу. Поэтому можно отметить непосредственную связь между биологическими и социальными факторами и универсалиями культуры.

Навигация по статьям

Выполненные работы по культурологии
  • Культурология

    Ценностный подход к культуре его специфика

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      14 октября 2015 г.

    • Стоимость:

      500 руб

    Заказать такую же работу
  • Естествознание

    Культура межнационального общения

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      1 декабря 2023 г.

    • Стоимость:

      1 500 руб

    Заказать такую же работу
  • Английский

    Тема Способы передачи реалий на другой язык

    • Вид работы:

      Курсовая работа

    • Выполнена:

      1 ноября 2015 г.

    • Стоимость:

      2 700 руб

    Заказать такую же работу
  • Юриспруденция

    Тема Организация работы по приему регистрации и разрешению в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях об административных правонарушениях о происшествиях

    • Вид работы:

      Курсовая работа

    • Выполнена:

      18 сентября 2015 г.

    • Стоимость:

      1 800 руб

    Заказать такую же работу
  • Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!