Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Жизнь и творчество российского философа, культуролога и социолога П. С. Гуревича

Содержание:

Поделиться:

Краткая биография ученого

Гуревич Павел Семенович — это один из наиболее выдающихся российских культурологов, философов, социологов. Также он является кандидатом исторических наук, философским антропологом, исследователем нетрадиционных культов и религий, доктором философских наук, профессором, академиком РАЕН или Российской академии естественных наук.

В детские годы Гуревич Павел Семенович увлекался журналистикой и театральным искусством. Поэтому логично, что в 1955 году он оканчивает историко-филологический факультет Уральского государственного университета им. Горького. С 1959 по 1961 годы ученый работал как литературный сотрудник и даже заведующий газетой «Правда Бурятии». В 1962 году Павел Семенович Гуревич поступает в аспирантуру МГУ им. Ломоносова, выбрав для себя факультет журналистики. В 1965 году происходит защита диссертации, тема которой звучал так: средства массовой коммуникации в отечественной истории культурной революции«.

В 1978 году Павел Семенович Гуревич снова защищает диссертацию: в этот раз на тему «Роль американских литературных журналов в массовых идеологических процессах». С 1974 года он занимает одну из руководящих должностей научных подразделений института философии РАН.

В разное время Павел Гуревич был деканом на следующих факультетах:

  • психологии Института государственного администрирования;
  • психоаналитического факультета Московского психолого-социального института;
  • заведовал кафедрой психологии и педагогики МГУТУ;
  • был директором Института психоанализа и соцуправления.

Сегодня социолог и культуролог Гуревич читает лекции в РГГУ и МГУ.

Основные работы Гуревича в рамках философии и культуры

В философии и культуре Гуревич отметился авторством книг и учебников:

  • Обществознание10-11 классов;
  • Основы философии;
  • Философия. Учебник для психологов;
  • Культурология;
  • Этика и др.

Также Гуревич Павел Семенович в культурологии оставил след такими трудами:

  • «Критический анализ буржуазных концепций культурного развития освободившихся народов»;
  • «Человек будущего: мифы и реальность»;
  • «Буржуазная идеология массового сознания»;
  • «Человек и культура».

Вклад ученого в развитии научной деятельности

С 1970 года начинается интерес Гуревича к изучению массовых идеологических процессов западного общества. В рамках этого исследования он высказал идею о том, что социальная мифология — это феномен, созданный выходом народных масс в фазу активной исторической деятельности.

Ученым было отмечено, что в современном мире идеологией сменяется пропаганда — она проявляет себя различными способами. Эти мысли оказались довольно актуальными в ходе реидеологизации.

В 1980 году Гуревич начал исследовать феномен мистицизма и его признаки. По мнению ученого, с их помощью определяется мистический опыт, характерный всем религиям, цель которого — отличить его от научного опыта.

Гуревич считал мистицизм важным и естественным элементом культуры. Он считал, что мистика располагается непосредственно в теле культуры. Философские работы Гуревича содержали определенные идеи относительно:

  • форумности культур. То есть, идея о равнопредставленности культур в обществе;
  • универсальности совокупного духовного опыта;
  • места, которые контркультуры занимают в культуре.

Контркультура в понимании Гуревича — глашатай новой духовности. Он исследовал контркультуры модернизма и фундаментализма. Ученый искал также взаимосвязи элитарного и массового, эзотерического и профанного.

Гуревич также сформулировал границы философии и культуры, продемонстрировал зарождение и историю.

В 90-е годы Гуревич стал активно интересоваться семиотической природой культуры и символическими ее формами. Гуревич видел в философии не форму научного знания, а самостоятельный и особенный способ постижения бытия. Также ученый определяет «антропологический поворот» в философии: он дает свое трактование человеческой «природы» и «сущности». Философская антропология сегодня — самостоятельная сфера в философии, для которой свойственен свой метод миропознания.

Чтобы глубже погрузиться в философию Гуревича, рекомендуем посмотреть лекцию, которые часто читает известный профессор, социолог и культуролог.

Навигация по статьям

Выполненные работы по культурологии
  • Культурология

    Культура эпохи просвящения в западной европпе

    • Вид работы:

      Доклад

    • Выполнена:

      9 декабря 2023 г.

    • Стоимость:

      800 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Учреждения культуры как хозяйствующие субъекты

    • Вид работы:

      Контрольная работа

    • Выполнена:

      3 октября 2023 г.

    • Стоимость:

      1 400 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Эссе по документальному фильму Дом. Свидание с планетой. Заказ: 1509452

    • Вид работы:

      Эссе

    • Выполнена:

      27 октября 2019 г.

    • Стоимость:

      400 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Историко философские и социокультурные традиции формирования культурологии как наука

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      21 июня 2019 г.

    • Стоимость:

      500 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Рефератпамятники русской культуры и их роль в истории Российского государства

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      27 апреля 2019 г.

    • Стоимость:

      400 руб

    Заказать такую же работу
  • Культурология

    Основные подходы к построению культурологических теорий исторический, этнографический, социологический, сем

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      20 октября 2018 г.

    • Стоимость:

      3 200 руб

    Заказать такую же работу
  • Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!