Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Штрихи биографии немецкого философа и социолога Хельмута Плеснера

Содержание:

Поделиться:

Штрихи биографии немецкого философа и социолога Хельмута Плеснера

Биографические сведения и основные произведения Гельмута Плеснера

Годы жизни Хельмута Плеснера — 1892-1985. Он был немецким философом, социологом, а также стоял у истоков философской антропологии. В числе его учителей были Виндельбанд, Э. Ласк, Х. Дриш и Э. Гуссерль.

В 1926 году Плеснер становится приват-доцентом университета в Кельне. Когда к власти пришли нацисты, Г. Плеснера отстранили от преподавания, он был вынужден уехать в Голландию. В новой стране Плеснер начинает преподавать в университете Гронингена — с 1946 по 1952 годы.

В 1952 году Х. Плеснер возвращается на родину и начинает преподавать на кафедре социологии в университете Геттенгена. 1962-1963 годы — это годы преподавания в Нью-Йорке.

Среди основных произведений Гельмута Плеснера можно назвать:

  • «Единство чувств»;
  • «Антропология чувств»;
  • «К антропологии зрелища»;
  • «Границы общности»;
  • «Смех и плач. Исследование границ человеческого поведения»;
  • «По ту сторону утопии»;
  • «Попытка философской антропологии с исторической точки зрения»;
  • «Власть и человеческая природа»;
  • «Опоздавшая нация»;
  • «Ступень органического и человека» (важная книга Плеснера).

Чаще всего изучают книгу Х. Плеснера «Ступень органического и человека». В интернете можно легко найти краткое содержание Плеснера «Ступени органического и человек».

Концепция культуры по Г. Плеснеру

Если делать презентацию культуры по Плеснеру, то в ее основе лежат собственные представления о философской антропологии. База философской антропологии Плеснера — феномены эксцентричности и идеи дистанции.

Ему принадлежит «философия жизни» — как феноменологическое описание «ступеней органического». С учетом этого все живое будет отличаться от неживого тем, что у него есть способность определять собственные границы и помещать себя внутрь этих границ. Как видно, основная характеристика живого — полагание или позиционность.

Плеснер выделяет 3 основным организации:

  • растительная;
  • животная;
  • человеческая.

Чем ниже организация в предельное осуществлении, тем шире путь к более высокой форме. В отличие от растений, животные косвенно включаются в окружающий мир. У них есть органы для взаимодействия со средой, а также внутренние органы. В этом случае важно наличие центра, обеспечивающего их взаимоотношения. Из этого следует, что у животных центрическая позициональность. В этом случае местонахождение центра — на дистанции от животного (что не дает ему возможности для осознания себя как центра). Чтобы так произошло, необходим «необъективируемый полюс субъекта», я, которое зашло за самое себя — то есть, «эксцентрическая позициональность».

Эксцентрическую позициональность можно рассматривать в качестве основной черты человека. Человек, говоря словами философа, «поставлен на ничто» и находится вне всякого наличного бытия. Благодаря своей эксцентричности человек может дистанцироваться от собственного существования.

Особенности философской антропологии

Из перечисленного выше Плеснер формулирует основные антропологические законы:

  • закон естественной искусственности;
  • закон утопического местоположения;
  • закон опосредованной непосредственности.

Суть закона естественной искусственности сводится к тому, что человеку нужно уравновесить то, что он поставлен на ничто — и сделать это можно при помощи квазиприродной деятельности.

В основе закона опосредованной непосредственности — эксцентричность, которая сводится к пониманию и осознанию человеком действительности. Он понимает, что все объективное в мире — таково только для его сознания (так он разочаровывается в его непосредственности).

Смысл закона утопического местоположения в том, что, по мнению философа, что человек нуждается в идее основы мира и в желании отрицания абсолютного.

Человек — лицо психофизическое: он являет себя как тело и внутренний мир, а также вне тела на эксцентрической позиции. Так как человек эксцентричен, он должен уметь различать в себе индивидуальное и всеобщее Я.

Важно выходить из сферы единичного в сферу МЫ. Это позволяет посмотреть не только на себя, но и на других. Речь идет о совместном мире, духе или социальности, самовыражении — а это суть человеческой антропологии.

В этом весь смысл трактовки культуры. Спецификой человеческого по мнению Плеснера является устремление к нереальному. Без ирреальных норм человеческое существование не представляется возможным.

Замечание 1

В этом контексте интересным представляется анализ «Ступени органического и человек» Плеснера.

 

Навигация по статьям

Выполненные работы по культурологии
  • Культурология

    Ценностный подход к культуре его специфика

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      14 октября 2015 г.

    • Стоимость:

      500 руб

    Заказать такую же работу
  • Естествознание

    Культура межнационального общения

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      1 декабря 2023 г.

    • Стоимость:

      1 500 руб

    Заказать такую же работу
  • Английский

    Тема Способы передачи реалий на другой язык

    • Вид работы:

      Курсовая работа

    • Выполнена:

      1 ноября 2015 г.

    • Стоимость:

      2 700 руб

    Заказать такую же работу
  • Юриспруденция

    Тема Организация работы по приему регистрации и разрешению в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях об административных правонарушениях о происшествиях

    • Вид работы:

      Курсовая работа

    • Выполнена:

      18 сентября 2015 г.

    • Стоимость:

      1 800 руб

    Заказать такую же работу
  • Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!