Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Солон и особенности его реформ

    Личность Солона

    У Солона было хорошее происхождение: он был потомком знатных, но обедневших аристократов, чье происхождение принято связывать с легендарным афинским царем Кодром. Из-за низкого материального положения, будущий реформатор был вынужден некоторое время торговать.

    Он питал склонность к путешествиям, а в свободное время любил писать стихи. В период войны Мегар и Афин за владение острова Саламин, Солон, благодаря своим стихам не только активно поднимал патриотический дух бойцов, но также, когда впоследствии он был избран в качестве командующего, сумел активно завершить всю кампанию (примерно в 595 году до нашей эры). 

    Замечание 1

    В начале VI века до нашей эры, политическая ситуация в Аттике была сильно обострена: общественность была недовольна долговыми обязательствами и сложившимся неравенством, которое при этом в значительной мере усиливалась.

    Благодаря силе своего авторитета, а также происхождению (эвпатридические корни), занятиям (знакомства в торгово-ремесленных кругах), а также карьере (демонстрация компетентности в различных сферах) и интеллекту (считался мудрецом), Солон выступал в качестве идеальной фигуры для того, чтобы стать эсимнетом – посредником, которой может примирить стороны в зарождающемся конфликте, который можно было бы избежать с помощью реформирования общественного строя. 

    Особенности реформ Солона

    Вся деятельность Солона, совместно с его стихами, отражали его важнейшим принцип мировосприятия: необходимость соблюдения нормы и меры, благозакония (эвнимии), социальных компромиссов, критики единовластия и тиранического правления. В качестве архонта, которым он стал с 594 года до нашей эры, Солон начал реализовывать несколько значимых реформ. Вероятно, в период архонтата было принято лишь ограниченное количество реформ. 

    Вероятней всего, первая из них – сисахфия – «стряхивание бремени»: снятие некоторых «камней» с земельных территорий должников, что является формой отмены долговой формы рабства. С этих пор, должники должны были расплачиваться с помощью имущества, а не с помощью личных свобод себя, либо родни. Те люди, которых в свое время продали в рабство за границы Аттики, были выкуплены обратно за деньги казны. 

    Реформа темократии (создание цензуры для имущества). В ней подразумевалось разделение общества афинян на различные имущественные категории: феты, зевгиты, пентако-сиомедимны. Предполагалось, что деление и ценз в отношении военной службы возникло до Солона (исключение составили пентакосиомедимны), однако Солон смог облегчить доступ к получению должности для других лиц, которые не являются эвпатридами. Например, должность архонта моги получить только первые два класса. 

    Определение 1

    Архонт – высшее должностное лицо в государстве Афины. 
    Экклесия – общественное собрание афинян. 
    Пентакосиомедимн – афинянин, чей ежегодный доход составляет более 500-ь медимнов зерна, оливкового масла, либо вина. 
    Всадник (триакосиомедимн) – афинянин, чей доход составляет более 300-т медимнов зерна. 
    Зевгит – афинянин, чей доход составляет более 200-т медимнов зерна. 
    Фет – имущественный класс, чьи представители имеют доход менее 200-т медимнов зерна. 

    Благодаря инициативе Солона, в стране появились новые политические институты, которые состояли из Совета Четырехсот (буле), в который входило по 100 человек от каждого из четырех фил рода. Совет подготавливал повестку для сбора народного собрания, а также принимал предварительное решение касательно выносимых на экклесию вопросов (реализовывал пробулевтическую функцию).

    Большим потенциалом также обладал еще один орган, который также создал Солон – народный суд (гелиэя). С состав членов этого суда могли входить феты. Данный орган являлся единственным (кроме органа народного собрания), к которому имел допуск самый бедный класс Афин.

     

    Во времена Солона, народный суд, носил функции аппеляционного суда, поскольку на его собраниях рассматривали жалобы на уже вынесенные приговоры, которые выносили должностные лица. В дальнейшем, развитие прямой демократии Афин имеет прямую связь с возрастанием политического значения народного суда. 

    В качестве трех преобразований Солона, которые носят демократический характер (совместно с формированием народного суда и отменой долговой кабалы), многими философами, и, в частности Аристотелем, называется право любого гражданина страны при необходимости выступать в качестве истца.

    Ранее, в качестве инициатора обвинения мог выступать либо непосредственно потерпевший, либо кто-либо из его родственников. Вместе с тем, в классические периоды, все «желающие» могли выступать в качестве инициаторов исков только в преступлениях, имеющих государственный характер, тогда как иски частного характера всегда были поданы стороной потерпевшего. 

    Замечание 2

    В рамках экклесии, Солон, как известно, не вводил реформу – очевидно, народные собрания существовали и до этого, однако, скорее всего, имели жалкую форму выражения в условиях гегемонии со стороны аристократических эвпатридтов. Всеобщие различные законы и меры, которые были предложены Солоном являются причиной увеличения влияния широких масс и классов общества и, следовательно – народного собрания в жизненных процессах государства Афины. 

    Традиционно, афинскому реформатору приписывают ряд экономических мер, среди которых: охрана товаропроизводителей Афин, совместно с поощрением вывоза оливок, совместно с запретом на вывоз зерна, которого не хватало в стране и покровительством ремесленников (в частности, поощрялся их переезд из другого полиса), введением новой системы весов и мер (легкий эвбейский талант), упорядочивания имущественных взаимоотношений (право на составление завещания получали лица, не имеющие наследников).

    В качестве специфической меры в борьбе с тунеядством было введено новшество, согласно которому сыновья получали право в отказе престарелым отцам в оказании поддержки, если он прежде не обучил его какому-либо виду деятельности. 

    Сложно переоценить величину личности и вклад Солона в развитие Афинского государства. Фактический, заслугой солона является то, что афинский полис был сформирован в качестве определенной формы гражданской общины, в которой люди имеют различия в имущественном положении, однако при этом являются свободными и могут принимать активное участие в политической жизни страны, а также, никто не вправе лишать их статуса гражданина в случае появления долгов.

    Многими античными авторами отмечалось, что именно Солоном была заложена база афинской демократии. Большая часть современных авторов при этом является более сдержанной в своих оценочных суждениях: Солон, по большому счету не является основателем и отцом демократии в Афинах, поскольку в период его деятельности были сохранены многие политические институты аристократической страны, несмотря на это, в ходе его реформ, и, прежде всего, в создании народного суда, содержался большой демократический потенциал.

    Именно эти новшества задавали некоторое направление движения в демократическую сторону, а также благодаря ним были созданы условия для последующего развития демократического государственного строя. 

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Средняя оценка статьи
    4,9 из 5 (6 голосов)