Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Реформы Патриарха Никона. Церковный раскол

    В качестве важнейших событий в церковной русской истории второй половины XVII века стали реформы, которые проводил патриарх Никон. После представленных реформ начался раскол церкви – противостояние происходило между сторонниками реформ Никона и приверженцами «старой веры» - старообрядцами. 

    Предпосылки церковных реформ

    Вопросы реформирования церковной сферы активно прорабатывались в 1640-х – 1650-х годах, в «духовной братии боголюбцев», либо в «клубе ревнителей благочестия», которые входили в группу советников духовного звания при Алексее Михайловиче. В состав данной группы вошли: С. Вонифатьев, А. Петров, И. Неронов и прочие.

    На заседаниях этих собраний обсуждались проблемы модификации народных форм нравственности, совместно с необходимостью в исправлении церковных книг на греческие образцы. Уровень духовного влияния, который они оказывали на царя был настолько большим, что на его свадьбе не были приглашены скоморохи, и все веселья были отменены – вместо этого, свадьба сопровождалась духовными песнопениями. 

    Вследствие инициативны «ревнителей благочестия», в 1647 году был издан указ, в котором запрещалось проводить работы по воскресениям и в дни церковных праздников. С целью улучшения морального народного обличия, властями были запрещены: игра на гудках и дудках, скоморошество, проведение святочных маскарадов и катание на качелях.

    Помимо этого, также были запрещены шахматы, под видом азартной игры. В церквях начали распространяться нравоучительные речи и проповеди. Значительное внимание было уделено образованию. Участники кружка напрямую были связаны с открытием первых русских школ в Москве (школа в Андреевском подмосковном монастыре Ф. Ртищева, школа при Печатном дворе, греко-латинская школа под опекой Вонифатьева и прочие). 

    Замечание 1

    Так, реформистские требования постепенно начали касаться церковных обрядов. Возникали споры о многогласии и единогласии. Церкви активно практиковали многогласие – процесс одновременно чтения нескольких служебных текстов. В свою очередь, Вонифатьевым, совместно со сторонниками, было принято единогласие – процесс последовательного зачитывания каждого из богослужебных текстов в отдельности. В 1651 году приняли решение о принятии единогласия, что свидетельствовало о победе «ревнителей благочестия». 

    Пессимистические взгляды критиков на современное для них положение церкви и общества сочетались с твердыми убеждениями в том, что для русского православия существует высокое предназначение в сохранении и возвеличивании «истинных форм христианства». В период Смуты, когда люди смогли заглянуть за края бездны, все свои надежды подвижники связывали с Московским царством. Согласно их взглядам – при падении Москвы будут падать и истинные формы православия, после чего придет время Антихриста. Из-за такой тяжелой ответственности, любые отступления и слабости воспринимались критиками с большим ужасом, а не с милостивым снисхождением. 

    На самом деле, все поведенческие реакции боголюбов были такими, как будто они ждали наступления Конца Света. Так, для них, церковная реформа была не просто насущным делом, но в некотором смысле и идеей фикс. При этом, не смотря на наличие объединяющей их всех цели, которая обнаруживалась вначале их пути, взгляды боголюбов на принципы и методы их достижения значительным образом расходились. Это и являлось причиной драматических событий в истории отечества, что получило название «раскола» и превратило людей, которые были соратниками и единомышленниками, начинающими свой путь вместе, в непримиримых врагов. 

    Необходимость в преобразованиях была обусловлена тем, что в церковной сфере было скоплено большое количество различных версий Священного Писания, совместно с богослужебными книгами, которые имели одинаковые названия, но по факту имели различные наполнение. В качестве причин представленных паттернов выступало то, что в период до конца XV века, у Русской православной церкви не было в наличии полных версий славянских текстов Библии, также, она использовала разные версии переводов в отдельных книгах, совместно с различными переложениями Писания, которые содержались в разных церковных книгах – Палеях и Прологах.

    Ситуация усугубилась после присоединения Украины, где содержались собственные версии книг. Возникла необходимость в унификации книжных текстов, совместно с обрядовыми сторонами православия в единых образцах для того, чтобы были устранены присутствующие искажения, различия в трактовках, которые возникли естественным образом с ходом времени. С помощью представленных паттернов православие могло бы избавиться от угроз ереси и вольнодумства, совместно с влиянием иных конфессий. 

    Помимо этого, в реализации исполнения церковных обрядов по уставу возникали некоторые противоречия. В Византийской империи, которая передала Руси христианство, на момент Крещения Руси приняли Константинопольский (Студийский) устав. Именно это и перенималось Русским государством. При этом, в период XII – XIII веков, Константинопольская патриархия получает распространение Иерусалимского устава.

    Замечание 2

    Идя за более высокой патриархией, московские митрополиты хотели распространять на Руси Иерусалимский устав, однако данный вопросы затмили события русской церковной истории XV веков (связанные с автокефалией, Флорентийской унией и прочим). В результате этого, в русском церковном обиходе начали наблюдаться некоторые противоречия греческой церкви (среди которых: различные порядки в церковной службе, двоеперстие, вместо троеперстия и прочее). 

    Особенности реализации церковных реформ

    Реализовывать некоторые реформы взялся патриарх Никон, который был возведен в сан в 1652 году. Он считал, что его миссией является восстановление истинных форм благочестия, которые полностью бы соответствовали канонам православия. В качестве первого шага в его действиях стала расправа над алкоголизмом – в стране активно закрывались кабаки, оставляя лишь один для каждого города. В праздники и в пост продажа спиртного была закрыта. Вводились категорические запреты на продажу алкоголя монахам и священникам. 

    После реализации первых мероприятий по воспитанию нравственности в русском обществе, Никоном было принято решение о его ограждении от неблагоприятного влияния иностранцев, которые проповедовали католическую и протестантскую ересь. В 1652 году, для иностранцев был введен запрет на свободный выбор места жительства в Москве, специально для них была создана специализированная резервация под названием «Немецкая слобода». Так, иностранцы были изолированы от москвичей, что впоследствии произвело обратный эффект (который проявился в определяющем влиянии атмосферы Немецкой слободы на воззрения будущего правителя Петра I). 

    После этого, Никон занялся непосредственно церковными реформами. Им, в феврале 1653 года были разосланы указания для различных приходов о том, что двоеперстие будет заменено на троеперстие, а земные поклоны на поясные. Все это выступило в качестве противоречия Никоновских взглядов от взглядов «ревнителей благочестия».

     

    Ими была подана жалоба на Никона, царю – Алексею Михайловичу, однако тот выступил с отказом от вмешательства в дела церкви. С помощью различных предлогов, Никон стремился к жестокой расправе над бывшими союзниками (среди которых: Аввакум Петров, Иван Неронов и прочие). Все эти люди были подвергнуты ссылкам и арестам, однако, находясь в заточении, начали возглавлять церковную оппозицию патриарха-реформатора. Из-за все этих ссор, удрученный Стефан Вонифатьев подался в монастырь, а коломенский епископ Павел, который отвергал Никоновские реформы, был смещен. 

    Образцы церковных книг специально привозили из греческого Афонского монастыря. Работники московского Печатного двора, которые посмели высказать критику в области греческой литературы также подвергались смещению. Книгопечатание и все сопутствующие процессы начали возглавлять грек Арсений и киевлянин Епифаний Славинецкий. 

    В 1654 году, Никоном был созван церковный собор, в котором из 35 голосов 29 подтвердили решение о том, что исправление церковных книг необходимо проводить по греческому образцу. В основу нового «Служебника» были положены венецианские издания греческого «Служебника» 1602 года. В 1654 году был издан тираж «Скрижалей» –перевод греческих правил церкви 1574 года издания. 

    В 1655 году Никоном была устроена кампания, в которой он боролся с иконами, которые были написаны не по канонам, а с использованием элементов живописи, что, в свою очередь, было связано с влиянием запада на развитие русской живописи. «Непригодные» иконы публично сжигались. В это же время, специально созванным церковным собором были подтверждены реформы обрядов Никона. В феврале 1656 года все, кто крестились на старый лад были подвержены анафеме. 

    Особенности церковного раскола

    Искоренение традиций, которое проводил Никон, вызывала значительное неприятие у большого количества граждан. Так, в 1654 году, с помощью «чумного бунта» стало очевидным, что тысячи граждан выступают против реформ Никона. Расширялась церковная оппозиция, которая была названа «старообрядцы». 

    Лидерами этого оппозиционного движения являлись «ревнители благочестия», а точнее – Аввакум Петров и Иван Неронов. Неронов, в 1656 году прибыл в Москву и в открытую начал выступать против действий Никона, после чего был подвержен аресту с последующим отлучением от церкви.

    Аввакума поместили под стражу, однако работы, которые он писал в своей камере, быстро распространялись по всей территории страны. В этих работах, Неронов активно защищал старые обычаи и старую веру, а также выступал с критикой власти, которая растеряла «антихристианские» реформы. Особую критику получал Алексей Михайлович. После гибели царя, в 1676 году Аввакум отмечал, что тот вероятно попал прямиком в ад, где «черви поедают великого правителя». «Несчастный, несчастный царь! Что ты сотворил с собой?» – писал он.

    Замечание 3

    За эти высказывания и за то, что позволяет себе высказываться о власти, в 1682 году он был сожжен. Согласно легендам, Аввакум самостоятельно оттолкнул от себя палачей и самостоятельно совершил поджог своего костра с помощью церковной свечи. 

    Аввакум являлся автором известной автобиографической книги «Житие», совместно с 80-ю сочинениями, в качестве важнейших из которых выступали четыре челобитные для государя Алексея Михайловича, совместно с «Запиской о заточении и расстрижении». Данная работа включалась старообрядцами в списки (так, Авраамий включал «Записку…» и «Первая челобитная» в общий сборник «Христианоопасный щит веры против еретического ополчения»).

    Также, Аввакум был автором «Книги бесед» (1669 – 1675 годы), «Книги толкований и поучений (1673 – 1676 годы), «Книги обличений, либо Евангения вечного» от 1676 года, который является памятником, посвященному богословскому драматическому спору (о сошествии в Ад, о Троице и прочем). 

    Из всего перечня иных авторов-старообрядцев можно выделить произведение «О сложении перстов…», написанное Герасимом Фирсовым (примерно в 1656 году), «Великая челобитная», написанная Никитой Пустосвятом (примерно в 1656 году), «покаяние воззвания к народу» Ефрема Потемкина (1666 года), собрание «Соловецкие челобитные» (1667 года), «Сказание от божественных писаний» - созданное Геронгием Рязановым (1666-1667 годы), анонимная работа «Прение верного инока с отступником» (в 1670 годы).

    Дьякон Соловецкого монастыря Игнатий написал «Книгу о титуле на кресте», совместно с «Челобитной последнего остальца-соловецкого» (1676 года), а также с «Исповедением» (1682 года), в котором пропагандировалось самосожжение, как форма социально-религиозного протеста. Необходимо также рассказать о «Сказке» Ивана Бархатова – крестьянина из деревни Мостовка Тюменского уезда, написанную в 1678 году, в которой рассказывалось о причинах того, почему крестьяне готовы пойти на самосожжение с целью отстаивания «старой веры» и не принятия реформ Пикона.

    Действия предводителей старообрядчества были удостоены рядом публицистических биографический рассказов (среди которых «Повесть о боярыне Морозовой», написанной в 1675 – 1677 годах.

    Замечание 4

    Старообрядческие формы публицистики были не единственными в своих идейных направлениях. Так, в 1691 году Ефросиным было написано «Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей», которое было направлено на распространившуюся практику самосожжения. Примерно такие же идеи содержались в «Жалобнице», которая была написана поморскими старцами в 1691 году. 

    Власти, отвечая идеологам «старой веры», высказывали свою позицию в своих полемических и публицистических сочинениях, например, в таком произведении, как сборник «Скрижаль», изданного Никоном в 1656 году. В эту же категорию можно отнести работы «О аллилуи», «О Иисусове молитве», «О честном кресте» и «О четвероконечном кресте, иже именуют крыжем», которые написаны архимандритом Иверского монастыря Дионисия Грека (в 1667 году). Сюда же можно отнести «Слово на Никиту Пустосвята» патриарха Иоакима (1682 года), «Бразда духовная» (1683 года) и «Известие об увещании рнаскольников в уездах Костромском и Кинешемском», которые были написаны Карионом Истоминым и Игнатием (Римским-Корсаковым) в 1687 году. 

    Конфликт патриарха и царя

    Итогом всех действий стало то, что Никон сам стал жертвой своих же реформ. Большие масштабы мероприятий, и нововведений, которые были им реализованы стали причиной его возрастающей гордыни. Он решил, что церковь – это главная духовная и политическая сила всего государства, и что «священство выше царя». Никон часто показывал, что хотел бы полностью главенствовать в государстве. Патриарх перестал считаться с чьим-либо мнением, а собственные взгляды стремился навязать всем, включая церковных иерархов и даже царя Алексея Михайловича.

    Так, все способствовало тому, что между ними возникнет конфликт. Никон стал жертвой не старообрядческой оппозиции (которой патриарх не опасался), а придворных, и, прежде всего, боярской аристократии, совместно с церковной иерархией, которые действовали путем тайных подковерных политических интриг и борьбы. 

    Вместе с тем, в личностном конфликте патриарха и царя скрывалась глубокая проблема. Лозунг патриарха Никона «священство выше царствия», согласно высказыванию И. Л. Андреевой, способствовал отстаиванию канонической старины от царских притязаний к абсолютизму. Вместе с тем, он слишком стремился «перетянуть одеяло на себя», и слишком высоко ставил патриарха над царем, и, в частности, собственную личность над Алексеем Михайловичем. 

    Замечание 5

    На официальном уровне, отношения светской и духовной власти выстраивались на основании византийских «симфониях» власти. В основных ее положениях предполагались гармоничные формы существования различных в своей сущности и происхождению форм власти. Вместе с тем, эта «симфония» давно подверглась перестройке на русский лад, совместно с русским опытом управления.

    Из-за этого, к периоду XVII века, независимость церкви переросла в некоторую форму автономии, которая по-прежнему не являлась статичной. Речь в этом случае шла скорее о границах меры. Эта мера, не смотря на смысловое наполнение, в практическом опыте была сведена к личностным истолкованиям.

    Таким образом, как только Никон, руководствуясь суверенностью своих святительских форм власти начал назначать и упразднять епископов без совета государя, эти действия начали восприниматься в качестве нарушения «симфонии». Говоря иначе, патриарх руководствовался собственными индивидуальными взглядами на границы власти патриарха. При этом, данная мера начала противоречить мере его противников, что послужило поводом к осуждению. 

    Последующие движения на встречу централизованного государства, совместно со становлением абсолютистских форм власти стали причиной того, что большая часть привилегий и прав церкви начали вступать с этим в значительные противоречия. Сама идея церковной автономности, которая претендовала на определенный уровень обособленности, становился анахронизмом. Сложным было принято то, что она выступала в качестве государства внутри государства.

    Светская власть была склонна к утверждению собственной юрисдикции над населением церковной вотчины, и, вместе с тем, выказывал желание на принятие участия в судах над духовенством. Это выступало в качестве общей тенденции уравнивания некоторых сословий в бесправии перед властью самодержавия. 

    Так, в период 1656 – 1658 годов, между патриархом и царем произошло несколько крупных ссор по различным поводам. Так, стороны в итоге находили примирение, однако с каждым разом достигать этого становилось все сложнее. Так, в 1658 году владыка закончил свои визиты во дворец. Алексей Михайлович, не смотря на длительное преклонение перед авторитетным мнением Никона в этом случае вдруг начал проявлять собственный характер.

    В результате, на службе в Успенском Соборе, Никон объявил о своем желании перестать носить титул патриарха. Им демонстративно было снято с себя облачение патриарха, он переоделся в рваные одежды и объявил о собственном уходе из Москвы. Перепуганными прихожанами были предпринято попытки к запиранию церковных дверей для того, чтобы глава церкви не смог покидать собственную паству. Никон, который затеял бунт, рассчитывал на то, что царь прибежит и начнет его утешать и убеждать в том, чтобы вернуться, однако вопреки этим ожиданиям, царь не испытывал страха перед этими угрозами. 

    В результате этого, Никон пешком покинул пределы столицы. Он, на протяжении восьми лет скрывался в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре, который находился рядом с Москвой. Алексеем Михайловичем неоднократно предпринимались попытки к его свержению, так как ситуация становилась просто неприемлемой – фактический владыка отказывался выполнять свои обязанности на протяжении восьми лет.

    Замечание 6

    В 1660 году, собором русских архиереев была предпринята попытка к низложению Никона, однако тот не принял решение собора, заявив, что он является патриархом, и, следовательно, ему нужен исключительно суд равных – таких же вселенских патриархов. После этого заявления, было принято решение о созыве специального собора, в котором приняли бы участие восточные патриархи, что смогло воплотиться в жизнь 1 декабря 1666 года. 

    Алексей Михайлович лично выступал перед членами собрания со своими обличительными речами, в которой Никон был обвинен в самовольном оставлении церкви на протяжении восьми лет, из-за чего ее можно считать вдовой. Изложение всех обвинений против взбунтовавшегося владыки суммарно заняло десять часов, при этом, на протяжении всего этого времени и царь, и патриарх сидели напротив друг друга и не вставали со своих мест.

    В этой речи Никону поставили в вину те репрессии, которые он реализовывал по отношению к своим оппонентам, совместно с непомерной гордыней и прочим. 12 декабря 1666 года Никон был лишен сана патриарха и был отправлен в ссылку на север, в заточение, в Ферапонтов монастырь. Вместе с тем, удивительным является то, что собором были утверждены все церковные реформы, которые создавал бывший владыка. Страна пополнялась количеством раскольников-старообрядцев, которые не приняли Никоновские реформы. 

    Раскол церкви имеет тесную связь с движениями социального протеста. В период 1668-1676 годов, монахами Соловецкого монастыря было поднято восстание против «новой веры». Большое количество старообрядцев вошло в состав казаков Степана Разина. Даже в период XVIII века, среди раскольников большое количество человек являлось участниками почти всех масштабных антиправительственных выступлений, начиная от восстания К. Булавина и заканчивая крестьянской войной Е. Пугачева. Так, вся вторая половина XVII – XVIII веков ознаменовалась борьбой с раскольниками. 

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Средняя оценка статьи
    4,6 из 5 (7 голосов)