Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Наши социальные сети

Философия древнего мира и её главные направления

Содержание:

    Философия древнего востока. Древнекитайская философия

    Философия в Китае возникла в VI–III вв. до н.э. Основой для неё стала мифология. Именно в мифах сформировались базовые понятия, которые вскоре стали предметом интереса философии. Прежде всего, можно говорить о двух полярных силах Инь и Ян, иначе говоря, мужское и женское начала. Первые представления о Дао тоже зародились именно в Китае на основе мифологии. Здесь подразумевался космический закон или путь, по которому движется мир. Также стоит упомянуть о пяти стихиях, которые составляют всё сущее: Земля, Огонь, Вода, Металл, Дерево. И в конце концов о тождестве человека-микрокосмоса и Вселенной-макрокосмоса.

    Интересен тот факт, что на самом начальном этапе формирования китайской философии количество различных направлений было настолько велико, что древние китайцы оценивали это количество в районе сотни. Примечательно, что уже тогда предпринимались попытки классифицировать школы по схожим признакам.

    Одна из самых известных китайских школ философии принадлежала "отцу истории" Сыма Цань. Он выделял шесть основных направлений в древнекитайской философии, ключевое место из которых с течением времени заняли конфуцианство и даосизм.

    • Школа Инь-Ян. Её основная проблематика заключалась в вопросах философии природы, иными словами натурфилософия. Приверженцев этого движения интересовали проявления в природе Инь и Ян, а также их взаимодействие.
    • Школа Конфуцианства. Эта школа поднимала этико-политические вопросы.
    • Школа Моизма. Её представители занимались социально-политическими проблемами.
    • Школа имён. В фокусе исследований этой школы находились проблемы семантики: связь между именами и обозначенными объектами или явлениями.
    • Школа Легизма. Рассматривала законы, управляющие жизнью социума и способы управления людьми.
    • Школа Даосизма. В интересах этой школы находилась природа и сущность Дао и Дэ, а также их проявления в природе и социуме.

    Конфуцианство

    Основателем конфуцианства по праву считается великий мыслитель Конфуций. Он жил примерно ок. 551–479 гг. до н.э. Появился на свет в небольшом царстве Лу и там же прожил большую часть своей жизни. Его родители считались аристократами, но были из числа тех, кто потеряли всё своё состояние. В возрасте пятнадцати лет он начал свой пусть в науку. Конфуций получил хорошее образование и основал собственную школу, чтобы обучать других (если верить древнейшим источникам, то учеников у Конфуция было несколько тысяч).

    В пятьдесят лет мыслитель удостоился высокого чиновничьего ранга, однако политический путь его был недолог. Из-за придворных интриг он вынужден был отказаться от своей должности и уехать в другое царство, в надежде реализовать свои политические идеи и амбиции в жизнь. Но, к сожалению, у него ничего не вышло, и он вернулся в Лу и продолжил преподавать.

    Свои последние годы жизни Конфуций отдал усовершенствованию своего учения, а также редактированию и комментированию древнейших текстов, которые были основой древнекитайской культурной традиции.

    Ключевым объектом изучения в конфуцианской школе были шесть канонов, имеется в виду древние книги, которые были ядром для обучения знати, а чуть позже вошли в канон конфуцианской литературы:

    • "И цзин" ("Книга перемен" – гадательная книга).
    • "Ши цзин" ("Книга песен").
    • "Шу цзин" ("Книга документов").
    • "Ли цзи" ("Записи о ритуале").
    • "Юэ цзин" ("Книга музыки").
    • "Чунь-цу" ("Анналы Весен и Осеней").

    Бытует несколько мнений по поводу отношения самого Конфуция к этим писаниям. Согласно одной из версий, Конфуций автор всех шести канонов. Другое мнение высказывается в сторону того, что он был лишь редактором и комментатором первых пяти, а авторство установлено только по отношению к последней. Некоторые утверждают, что он и вовсе не был автором этих книг и даже "Чунь-цу".

    Опиши задание
     

    Главным источником сведений об учении Конфуция является книга "Лунь Юй" или "Беседы и суждения", она представляет собой записи учеников Кун Цзы бесед с ними.

    Эпоха Средневековья была отмечена тем, что в это время выработался закон конфуцианской литературы, который включал в себя все книги из канона и назывался "Тринадцатикнижие".

    Философские воззрения. Философствование как комментирование

    Главная идея деятельности Конфуция заключалась в том, чтобы просветить своих учеников, поведать им о культурном наследии прошлого.

    Пример

    Сам о себе Конфуций говорил следующие слова: "я передаю, а не создаю".

    Однако зачастую передавая культурные традиции, мыслитель часто окрашивал в свои краски традиционные учения и идеи. По своему их интерпретировал и объяснял с собственной точки зрения. Такая манера передачи старых учений в последующем была присуща всем сподвижникам Конфуция. Для конфуцианства она стала традиционной. Более того, главный каркас конфуцианских сочинений базировался именно на комментировании древних текстов с собственной окраской.

    Исправление имён как природная теория языка

    Природная теория языка – теория, которая была широко распространена в Древнем Китае. Согласно этой теории имена соответствуют безупречной сути вещей и явлений, которые эти имена означают. С ходом времени такие соответствия могут нарушаться, к примеру, при использовании определённых слов неграмотными людьми. Сторонники данной теории считали, что такая порча людей приводит к ухудшению положения общества в мире. Конфуций в этом вопросе был солидарен с ними.

    Конфуций утверждал, что для восстановления мирового порядка, в первую очередь необходимо исправить имена, иначе говоря, изменить вещи в соответствии с их названиями. Это, по его мнению, должно было коснуться и природу, и общество. Один князь в то время попросил у Конфуция ответить, в чём суть адекватного правления, на что Конфуций имел смелость ответить: "Пусть правитель будет правителем, министр – министром, отец – отцом, сын – сыном". Он имел в виду, что тот человек, который находится у власти, должен править в соответствии с Дао правителя, министр – с Дао министра и т.п. Если человек не может или не хочет так поступать, то он может сколько угодно занимать постов правителей или министров, это не делает его на самом деле таковым.

    Этико-философское учение

    Конфуций не был заинтересован натурфилософскими проблемами. Проблематика происхождения и устройства мира была ему чужда. Конфуцианство, в первую очередь, посвящено этико-философским вопросам. Ключевую позицию в этой стезе занимает концепция "благородного мужа", которой в противовес ставится "низкий человек". Благородным мужем человек не рождается, это звание никак не зависит от его происхождения или накоплений. Здесь говориться о воспитании и культуре, о высоких нравственных качествах.

    Основные нравственные качества, присущие благородному мужу:

    • Жэнь (гуманность) – это совокупность этических и нравственных норм взаимоотношений между людьми. Чего не желаешь себе, того и другим не делай, и не желай. Тот, кто на самом деле хочет быть человеколюбивым, то никогда не сделает зла другим.
    • Сяо (сыновья почтительность) – совокупное множество норм поведения между старшим поколением и младшим. Важнее всего почитать родителей и уважительно к ним относиться, а также уважать и почитать старших братьев. В этой связи государство представляется как большая семья, в которой есть отец – император, старшие братья – чиновники. Служить своему отцу надо так, как хотел бы, чтобы тебе служил твой сын, и служи своему императору так, как видишь служение себе подчинённых.
    • Ли (этикет) – это нормы общественной жизни, которые являются конкретным воплощением в жизнь, методом его осуществления во всех сферах жизни начиная от семьи и заканчивая государством. Без знания этикета ни у кого нет возможности укрепиться (в должном поведении).
    • И (долг, справедливость) – это совокупность "должного", обязательное к исполнению человеком. Суть жизни заключается в том, чтобы выполнить долг, даже в том случае, если это противоречит собственным интересам и выгоде, или вовсе является действием без смысловой нагрузки. Ценность должного деяния заключается в само действии, а не в его итоге. В основе И лежит Жэнь.
    • Мин (знание судьбы, или Воли Небес). В основе мироздания лежит действие силы, которой мы не можем управлять, поэтому самым мудрым решением будет поступать так, как должны, не думая о том, что ждёт нас впереди успех или провал, поступать так и означает знать мин.

    Сравнивая благородного мужа и низкого человека, стоит сказать, что первый следует долгу и закону, а второй думает лишь о собственной выгоде. Благородный требователен к себе, а низкий требует от других. О нём можно судить по мелочам, в тот момент, когда о благородном нельзя. Ему можно доверить великие дела, а низкий не достоин этого. Благородный точно живёт в согласии с другими людьми, но при этом не следует за ними, в то время как низкий постоянно волочится за другими людьми и не может жить с ними в согласии. Благородному легко услужить, но трудно порадовать, поскольку он радуется только должному. А низкому трудно услужить, за то легко обрадовать. Благородный муж готов отдать свою жизнь ради других людей, ради блага своего народа и государства, а низкий может покончить жизнь самоубийством. И самое главное, благородный боится велений Неба, великих людей и слов мудрецов, а низкий даже не знает велений неба и не думает о страхе. Презрительно относится к великим людям и не обращает внимание на их слова.

    Судьба учения

    В связи с кончиной Конфуция его движение разделилось на восемь разных школ, которые по-разному объясняли его воззрения. Главными школами, которые выделились из конфуцианства, являются Мэн-цзы и Сюнь-цзы.

    Во II в. до н.э. мыслитель Конфуций причислен к числу святых, а конфуцианство приобрело черты религиозного направления. Даже те, кто был не согласен с тем, что его обожествили, всё равно почитали его и считали самым первым учителем, который был дан людям.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Навигация по статьям

    Наши социальные сети

    Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!

    Пожалуйста, убедитесь, что вводите e-mail верно
    {$ $select.selected.title $}
    Осталось указать: Вид работы Тему Почту
    Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности и принимаю условия договора публичной оферты