Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Человек и исторический процесс

    Человек в рамках исторического процесса

    В социальной философии принято рассматривать общество в историческом плане: в динамическом процессе ее развития и изменения. Историческим процессом называют жизнь общества, которая разворачивается в социальном пространстве и времени.

    Из человеческих действий складывается сложный, неповторимый и разнообразный исторический процесс. Причины этих действий можно толковать по-разному, однако, все объяснения не отрицают того обстоятельства, что история всегда творилась и будет создаваться дальше людьми в процессе их жизни. Сама общественная жизнь и есть деятельность людей. Все, что происходит в обществе, включая работу его компонентов, исторические события, различные общественные состояния и т.д., будет прямым или косвенным образом взаимосвязано с деятельностью человека. Таким образом, можно сказать, что человеческая деятельность будет выступать своеобразным центром, вокруг которого создается, работает и развивается общество.

    Личность и массы

    Один из ключевых вопросов в истории – что ей движет? Среди самых общих ответов на него – народные массы, которые играют определяющую роль в истории. Однако признание этого факта вовсе не умаляет роль личности в историческом процессе. Находясь во главе разнообразных социальных общностей, конкретные личности всегда несут ответственность за принятие тех или иных управленческих решений. В случае, ели личность проявить себя в решении социальных проблем наилучшим образом, то ее могут признать выдающейся или великой.

    Замечание 1

    Общественная природа личности и ее неразрывная связь с социальными общностями и отношениями лежит в основе ее роли в историческом процессе. Выдающиеся личности появляются в определенных исторических условиях и при наличии конкретных исторических потребностей. К примеру, стремление к коренным и масштабным социальным переменам – это благодатная почва для того, чтобы родилась выдающаяся личность. Полем деятельности великих людей являются, соответственно, великие дела.

    Необходимость признания того, что выдающиеся личности общественно обусловлены, вовсе не отрицает наличие собственно личностного компонента. С одной стороны историческая личность и ее роль созданы из общественных потребностей и социальных условий, а с другой – из ее собственных индивидуальных, неповторимых качеств. Если мы попытаемся объяснить, почему называем того или иного человека великим, то разговор будет идти именно об индивидуальных особенностях того или иного человека. Более того, благодаря своеобразию собственной индивидуальности, историческая личность будет не просто выражать определенные интересы общества, но и сама накладывать отпечаток на ход истории. Совокупность общественно необходимого и индивидуально-неповторимого и случайного делает человеческую деятельность важным и относительно самостоятельным компонентом истории.

    Социальная необходимость и свобода человека

    Определение 1

    Под социальной необходимостью понимают характеристику вполне конкретного, упорядоченного состояния и развития общества, которая зависит от совокупности социальных и природных условий. Иными словами, социальная необходимость характеризуется как проявление действия объективных социальных тенденций в общественной жизни. 

    В самом общем контексте свободой человека принято называть свободу от природного, животного состояния и, одновременно с этим, свободу в социальном, человеческом измерении. Границы социальной свободы постоянно меняются, а то, как развивалась трудовая деятельность общества обусловило меру его свободы по отношению к природе и, таким образом, и меру свободы человека внутри самого социума.

    Определение 2

    Свобода – это социальное качество человека, которое зародилось исторически и постоянно развивается, а также характеризует относительную самостоятельность человека от внутренних и внешних условий своего существования.

    Свобода возникла не в самом отдельном индивиде, хотя и реализуется именно в его действиях, а в конкретных межличностных связях. В этом понимании свобода не является индивидуальным свойством человека, а обозначает характеристику его социального состояния. Вместе с тем она не является абсолютной, безграничной и абстрактной. Свобода всегда относительна, конкретна и ограничена. 

    Определение 3

    История – это результат деятельности людей, которые руководствуются своими личными целями и интересами.

    Категории «субъективные факторы» и «объективные условия», «свобода» и «необходимость» характеризуются соотношением между обстоятельствами, в которых действуют люди и их сознательной деятельностью.

    Под субъективным фактором понимают более-менее осознаваемую деятельность социума (субъекта), которая направлена на достижение конкретных целей. Люди осуществляют сознательную деятельность в разных формах, которые не всегда основаны на отчетливом понимании основных тенденций общественного развития.

    Объективные условия – это совокупность обстоятельств, которые не зависят от воли и сознания субъекта и определяют реальные цели, средства, возможности и результаты человеческой деятельности. Данное понятие отвечает на вопрос, чем же определяется человеческая деятельность. Эти условия нельзя свести к материальным факторам, т.к. некоторые их элементы выступают в качестве материальных факторов, другие – идеальных, а третьи – как идеологические отношения.

    И объективный, и субъективный факторы являются необходимыми сторонами исторического процесса, которые находятся в постоянном тесном взаимодействии. Субъективные факторы позволяют реализовать созревшие потребности объективного развития общества, в то время как объективные могут помочь определить направление и результаты деятельности субъективного фактора. 

    Понятия «необходимость» и «свобода» выражают более высокую форму соотношения между человеческой деятельностью и объективными законами общества. Необходимость – это объективная обусловленность деятельности человека. Эта деятельность детерминирована объективными условиями и носит всеобщий и закономерный характер, т.к. социальные тенденции функционируют во всех сферах общественной жизни – необходимость развития науки, экономики, культуры и т.д.

    Ввиду того, что жизнедеятельность человека определена необходимостью, появляется вопрос о том, можно ли совместить свободу и необходимость? Приверженцы фатализма дают на этот вопрос отрицательный ответ, говоря о том, что в мире есть только необходимость, неизбежно определяющая поведение людей. При этом необходимость может выступать в качестве сверхъестественной и божественной воли или же изначального социального порядка, естественного устройства мира при господстве природной необходимости. 

    Конечно, люди не могут выбирать объективные условия своей деятельности, однако у них есть известная свобода выбора и ответственность за исход этого выбора. Также они вольны выбирать средства достижения своих целей. Таким образом, люди прокладывают путь к свободе, реализуя на практике требования объективных условий. Мера свободы, который они располагают в каждую из конкретных исторических эпох, будет зависеть в конечном счете от уровня развития производства, отношений в обществе, его политического строя, традиций, культурного менталитета, национальных особенностей и многих других факторов.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Средняя оценка статьи
    5,0 из 5 (15 голосов)