Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Наши социальные сети

Гражданское общество и правовое государство

Содержание:

    Говоря о гражданском обществе и государстве с философской точки зрения, необходимо правильно соотносить общество с государством, гражданское общество и государство в контексте часть – целое. Это даёт возможность с самого начала опираться на результаты научных, в том числе и философских исследований, посредством которых подтверждается, что сложноорганизованным объектам характерны новые качества и свойства, которыми не обладают их отдельные части. При этом стоит отметить, что и часть единого целого может приобретать свойства, которые не присущи общим качествам последнего, хотя в большинстве своём, свойства части практически всегда определяются свойствами целого.

    Отношения между государством и гражданским обществом

    Противоречия со стороны логики здесь также имеют место быть. Дело в том, что в данной ситуации, прежде всегда нужно разобраться в вопросе, что чему предшествует – целое частям или части целому. Эти феномены соотносимы. Ни одна из сторон не может рассматриваться отдельно от другой, их существование друг без друга невозможно. Сложнейшая совокупность разнокачественных связей и взаимоотношений соединяет часть и целое. В данном случает нет места причинно-следственной взаимозависимости. Целое и часть развиваются параллельно вместе и отдельно друг от друга, иначе говоря, все элементы связи представляют собой условие другого и обуславливаются им.

    Понять эту взаимообусловленность достаточно сложно. Особенно, касательно взаимоотношений общества и государства, которые являются социальными феноменами. Перед наукой ставятся вопрос: как познать целое прежде, чем части, в случае, когда логика познания предполагает знание частей раньше целого? Чтобы осуществить данную миссию, необходимо провести синтез, где целое будет диалектически расчленено на части. Это позволит получить новые знания относительно части (государстве) и целого (обществе).

    Определение 1

    Государство – это важнейший социальный институт, который основан политической системой общества.

    Этот институт является ключевым в процессе управления общества, посредством его решаются задачи по обеспечению его целостности, нормального функционирования и сохранения безопасности.

    Рассуждая с диалектико-материалистической позиции развития общества, можно говорить, что государство не существовало всегда. Его появление характерно для определённого этапа развития общественного производства и общественных отношений. Государство подразумевает собой социальный институт, основанный на использовании одних слоёв населения другими, что априори подразумевает под собой систему управления, базирующуюся на принуждении. Особенность этого процесса в том, что он полностью признаётся обществом и более того, опираются на общественное признание таких средств управления. Граждане сами принимают решение быть под управлением государства и предоставляют ему право использовать рычаги принуждения и насилия в своей деятельности.

    Замечание 1

    Важно заметить, что при взаимодействии государства с сообществами людей описанный выше алгоритм его деятельности существует по сей день.

    Относительно категории "гражданское общество", в первую очередь, следует сказать, что оно вошло в употребление в античной Греции, где в то время существовал социальный слой граждан, владеющий правом на формирование государственной власти. Аристотель был уверен, что государство должно было воспитывать граждан, полагаясь на нравственную добродетель, чтобы развивать у них стремление к счастливой и прекрасной жизни. Важно, что в молодом возрасте обязательным было выполнение военной функции, а в пожилом – собственно политической.

    Подобный подход предполагает не до конца осмысленную установку относительно возможностей граждан: мудрые в пожилом возрасте граждане вполне способны и даже обязаны определять правомочия тем, кто своей гражданской позицией определяет "служение обществу", это происходило потому, что труд в Греции той поры считался уделом рабов, но не граждан. 

    Замечание 2

    Смысл подобного послания заключалась в одной фразе: "Власть в лице государства определяла права граждан".

    Серьёзный вклад в становление знания о гражданском обществе внёс Г. Гегель, который дал определение этой категории, отражающей в себе феномен сферы действия частного интереса. Возникновение гражданского общества происходит в момент, когда кровнородственные связи начинают разлагаться, а люди объединяются в группы на почве товарно-денежного интереса, который обусловлен индивидуальными предпочтениями и выгодой.

    Замечание 3

    Г. Гегель говорил: "В гражданском обществе каждый для себя – цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объёма своих целей".

    Г. Гегель считает, что государство – это сфера всеобщих интересов. В силу этого, его можно считать более высокой ступенью развития, в отличии от гражданского общества. Государство, поднимаясь над обществом, решает его разногласия, примиряет враждебные стороны, посредством объединения индивидов, организаций и сословий.

    В итоге гражданское общество выглядит достаточно эгоистично, поскольку оно включает индивидов, которые объединены посредством личных потребностей и собственных интересов, где любой преследует свои цели в погоне за достижением "формы всеобщности". Здесь крайне важна деятельность государства, чтобы исключить проявления любых случайностей. Наиважнейшим факторов в гражданском обществе являются правомочия отдельного индивида.

    Немногим позднее Дж. Локк меняет позиции государства и гражданского общества в своих трудах. Он основывает свои выводы на утверждении, где ядром гражданского общества является частная собственность, неприкосновенность которой в буквальном смысле священна. По его мнению, государство необходимо для того, чтобы регулировать и сохранять частную собственность с помощью специально созданных законов.

    Объединение в государство необходимо для того, чтобы сохранить собственность людей, которая является основой для создания государства. Ни для кого из общества не может быть сделано исключение в законах – в этом суть гражданского общества. Каждый должен подчиняться закону, он же в свою очередь есть правитель гражданского общества.

    Интересное мнение относительно соотношения государства и гражданского общества высказывал Т. Гоббс. Его позицию ещё называют промежуточной в силу того, что он считал, что помимо частной собственности имеется ещё её абсолютный властелин в лице государства. Оно обладает мощнейшими полномочиями и может посчитать необходимым конфисковать любую частную собственность, например, с целью обеспечения целостности общества.

    Замечание 4

    Т. Гоббс допускал мысль о существовании одного или даже нескольких лиц, которые находились бы вне закона государства.

    К. Маркс противоречиво объяснял категорию "гражданское общество", отражающую данный социальный феномен. Говоря о материальном производстве, он видел людей, составляющих гражданское общество, объектом эксплуатации со стороны государства, который находится в руках буржуазного класса. Если говорить о содержании и структуре общества, то по мнению К. Маркса, гражданское общество составляли социальные общности, которые складывались из обособленных и отчуждённых друг от друга буржуа – собственники. К. Маркс говорит о том, что подобное общество несовершенно, ведь люди в нём отчужден друг от друга, а человек не способен быть истинно свободным.

    Современники научной и философской литературы высказывают необходимость существования гражданского общества в контексте разграничения прав человека и прав гражданина. Гражданское общество обеспечивает права человека, а права гражданина обеспечиваются правовым государством. Стоит заметить, что некоторые учёные используют категорию "право", опираясь на положения философского либерализма. Это ограничивает возможность полного отражения содержания культуры бытия людей, в действительности сформировавшейся в мире.

    Необходимо сделать акцент, что такая культура полиаспектна, даже в отношении понимания и интерпретации прав человека и гражданина.

    Пример 1

    Говоря о таких существующих в мире правовых семьях, как романо-германская, англосаксонская, мусульманская, иудейская и т.п., можно заметить, что и человек, и гражданин в них имеет разные границы правомочий, иными словами область возможных проявлений активной позиции.

    Обращаясь к российской правовой семье, можно отметить существование двух точек зрения. Часть учёных полагают, что российское право вышло из лона романо-германской правовой семьи и сегодня наблюдается процесс возвращения в эту семью права. Другие говорят о том, что российская правовая семья – это центр славянской правовой семьи. Тем самым считают её самостоятельной со своими специфическими особенностями.

    Однако реальность в России иная. И она позволяет думать, что страна вливается в континентальную семью права. В силу этого, целесообразно говорить о формировании гражданского общества и у нас, более того, рассматривать связь гражданского общества и государства в России.

    В продолжении размышлений о современном понимании гражданского общества, необходимо обратить внимание на права индивида, которые в данном контексте проявляются в двух ипостасях. Где в первом варианте стоит говорить о правах отдельного человека на жизнь, свободное развитие самого себя и т.п. А во втором варианте подразумеваются права индивида в качестве гражданина. Здесь и волеизъявление для формирования государственной власти, и возможность передавать свои права избранным им самим представителям в органы государственной власти. Исходя из всего этого, ясно и чётко обозначается главный фактор формирования и гражданского общества, и государства: отдельный индивид, которому принадлежит право самореализации собственных возможностей в экономических, социальных, духовных и политических сферах своей жизни.

    Современное понимание гражданского общества

    Содержательность современных интерпретаций гражданского общества отличается друг от друга. Но их можно разделить на три основные группы:

    • Первая группа – концепции, которые подразумевают, что гражданское общество – это некая социальная универсалия, которая имеет свой исторический комплекс общественных отношений, противопоставленный государству в любом его проявлении. Иначе говоря, данные концепции утверждают, что гражданское общество – это все составляющие структуры общества, за исключением государственной власти или структур, которые предоставляют данную власть.
    • Вторая группа – концепции, которые отождествляют возникновение и существование гражданского общества как некого феномена, который представляется им как рыночное и одновременно демократическое общество.
    • Третья группа – концепции, согласно которым, происходит отождествление возникновения и существование гражданского общества с появлением гражданина, иными словами индивида, который проживает в городе.

    Рассматривая все концепции более детально, можно выделить основные черты гражданского общества:

    Свобода во всех сферах общественной жизни

    Определение 2

    Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов применительно к различным сферам их жизнедеятельности.

    В качестве примера можно привести следующее положение. Относительно экономической активности граждан можно говорить о том, что они владеют теми средствами, которые им нужны для создания материальных благ. Кроме того, стоит отметить, что они имеют возможность свободно выбирать форму собственности, определять вид трудовой деятельности и профессиональную область, более того, имеют право самостоятельно распоряжаться результатами своего труда.

    Относительно социальной сферы можно сказать, что граждане могут по собственному желанию менять свой социальный статус, страту, класс и т.п. Владеют правом на самостоятельное существование автономно от других граждан. Говоря о политической активности, то каждый гражданин может отдавать предпочтение интересным ему и значимых для него установок и ценностей, давать критическую оценку существующему политическому режиму, принимать участие или нет участвовать в формировании государственной власти. Духовная сфера каждого человека не может быть ущемлена кем-то из вне. Как в прочем и любое другое ограничение активности гражданина может быть осуществлено только при помощи суда.

    Развитие и совершенствование гражданского общества

    Определение 3

    Гражданское общество – это открытое социальное образование, которое имеет характерные особенности постоянно развиваться и совершенствоваться.

    Важный фактор, который и обуславливает тенденцию к перманентному развитию, заключается в общегуманистических принципах, на которых основано гражданское общество как социальная система. В данном контексте гражданское общество, основанное на подобных принципах, может взаимодействовать с аналогичными образованиями в масштабах всего мира.

    Опиши задание

    Отсюда становится понятным, что для сохранения собственной целостности, функциональности и развития гражданское общество должно состоять из граждан, обладающих высоким уровнем рациональной регуляции своего поведения и действий, иными словами общество с высоким уровнем социальной зрелости.

    Замечание 5

    Для новых поколений граждан, которые станут составляющими гражданского общества, где будут созданы специальные структуры, обеспечивающие формирование у людей соответствующих характеристик.

    Плюрализм мнений

    Определение 3

    Гражданское общество – это сложное плюралистическое образование, которое способно воспроизводиться на различных направлениях, которые обеспечивают полное и всестороннее проявление интересов граждан независимо от действий государства.

    Подразумевается, что наличие многообразных общественных форм и институтов, поспособствуют раскрытию неповторимости человеческой сути. Здесь имеются в виду профсоюзы, партии, общественные объединения предпринимателей, потребителей и т.п.

    Пример 2

    В экономической сфере плюрализм проявляется в многообразии форм собственности. В политической и социальной сфере плюрализм означает наличие широкой и хорошо развитой сети общественных образований, где индивид имеет возможность проявить себя и защитить свои интересы перед обществом. В Духовной сфере плюрализм проявляется в разнообразии мировоззренческих взглядов у граждан, в исключении идеологического единомыслия, в терпимости к различным религиозным взглядам, с оговоркой, что они не противоречат развитию самого гражданского общества и человека в отдельности.

    Саморазвивающаяся и самоуправляемая система

    Определение 5

    Гражданское общество – общественная система, которая способна самостоятельно развиваться и управлять собой, тем самым обеспечивая гармоничное, целенаправленное развитие каждого члена общества – гражданина, без вмешательства государства.

    Это возможно только благодаря внутренним источникам саморазвития, которые независимы от государства и могут проявлять себя на основе гражданской инициативы. Её особенность в том, что эта инициатива сфокусирована на благе общества и на гражданском долге, совести и чести.

    Обеспечение и защита естественных и приобретаемых правомочий

    Определение 6

    Гражданское общество – это правовое образование, которое базируется на интересах отдельного и всех вместе граждан, где основополагающим и взаимообуславливающим фактором для каждого становится признание, обеспечение и защита естественных и приобретаемых правомочий граждан.

    В итоге, гражданское общество складывается из правомочий граждан, которые в нём закрепляются, тем самым создавая "механизмы" их признания и обеспечения. Эти действия направлены на демонстрацию государству способов совершенствования по пути к правовому государству. Стоит отметить, что данный процесс осуществляться может совместно, иными словами правовое государство может быть принято за результат развития гражданского общества и условием его дальнейшего развития и совершенствования.

    Правовое государство не может быть противопоставлено гражданскому обществу, оно создаёт условия для адекватного функционирования и развития последнего. Такое взаимодействие предполагает исключение возможности возникновения или своевременного погашения разногласий между гражданским обществом и государством, более того практически полностью исключена возможность формирования социальных катаклизмов.

    Ориентир на интересы человека

    Определение 7

    Гражданское общество – это совокупность сообществ, которые сконцентрированы на интересах конкретного человека, создают для него атмосферу уважения к традициям, гуманистическим идеалам, которые обеспечивают свободу творческой и предпринимательской деятельности, а также предоставляют возможность достичь благополучия и реализовать свои правомочия гражданина, которые служат основой для вырабатывания механизмов контроля за деятельностью государства.

    Подводя итоги относительно характерных черт и свойств гражданского общества стоит отметить, что именно они помогают точно и наиболее полно сформулировать определение этого феномена.

    Определение 8

    Гражданское общество – совокупность индивидов, семейных, экономических, социальных, образовательных, духовных, религиозных и иных структур, которые функционируют в конкретном обществе вне государственного вмешательства и формируются в активном взаимодействии с государством развитые правовые отношения, "правила игры" для всех субъектов.

    Касательно нашей страны, то на сегодняшний день многие черты российского гражданского общества находятся ещё на зачаточной стадии и продолжают формироваться. Замедляет этот процесс нестабильность общественно-политических структур. Кроме того, процесс замедленного выхода к таким рыночным отношениям, регулирующих законом. Сюда же можно включить причину отсутствия широкого социального слоя собственников и не совершенные механизмы защиты прав граждан.  

    Противоречивость сложившегося положения в том, что согласно Конституции РФ, основные догмы гражданского общества закреплены лишь формально. Например, ст. 2 Конституции РФ предусматривает следующее: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства". Кроме этого, Конституция провозглашает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, устанавливает гарантии органов местного самоуправления. При этом в реальной жизни данный процесс формирования гражданского общества только начинает приобретать позитивные очертания.

    Отношения государства и гражданского общества с философской точки зрения имеют множество взаимообусловленных, взаимоограничивающих и взаимодетерминирующих факторов. Исторически и содержательно эти взаимоотношения можно обрисовать в простой схеме: "гражданское общество – государство – правовое гражданское общество – правовое государство – развитое гражданское общество – общественное самоуправление".

    Изначально, по мнению Аристотеля, именно граждане формируют государственную власть, но для этого необходим определённый уровень обеспеченности людей, развитая экономика, а также образовательный и культурный потенциал граждан. Данная модель хорошо была представлена в Древней Греции. Иначе говоря, граждане античной Греции, которые составляли на тот момент гражданское общество, имели достаточно высокий уровень правомочий или "свободной активности". Для выражения собственных интересов они формировали государственную власть, которая по отношению к гражданам, преследовавшим личные цели и интересы, являлась областью публично-властных отношений. Интересен тот факт, что носители властных полномочий, которые составляли правящий аппарат государства, были обязаны прежде всего соблюдать интересы всех.

    В таких условиях вполне естественно было преобразование гражданского общества в правовое, поскольку действия государственной власти были направлены на совершенствование механизма утверждения правомочий самих граждан. Это способствовало формированию и постепенному утверждению определённых мировоззренческих положений, которые становились основой для всеобщего равенства. Таким образом, сформировалась диалектика справедливости и закона как материи и формы. Всё это помогло гражданам правильно воспринимать правовое государство.

    Естественно, что в те далёкие времена говорить о создании правового государства было ещё рано. Это не представлялось возможным не только потому, что не был достигнут достаточный уровень политической и правовой культуры граждан, но ещё и в силу отсутствия необходимо уровня экономического развития с действующей свободой экономической деятельности.

    Только в XX в. Во многих странах появились предпосылки социально-экономического характера, которые обладали практически всеми основами для правового государства. Это произошло в ряде стран Западной Европы.

    Пример 3

    В Швеции в середине XX в. Все условия для правового государства полностью были сформированы. Итогом стало создание правового государства. Под этим понималось, что на первые позиции вышло государственное право, а после государственная власть.

    Касательно социально-политической жизни это проявлялось в верховенстве права в гражданском обществе и обществе в целом, во всех его областях. На этом принципе стал базироваться основной закон страны, что означало его нерушимость.

    Естественно, правовое государство – это многогранный феномен, который имеет свойство в процессе своего развития перманентно совершенствоваться и приобретать новые свойства. Но стоит отметить, что в любом виде правовое государство может организовывать и осуществлять собственную деятельность во взаимоотношениях с гражданами и их объединениями только основываясь на сохранении правомочий граждан. При чём именно тех, которые являются мерой свободы всех и каждого, в действительности отражают интересы общества граждан, служат обществу в целом и государству. При этом их реализация не должна противоречить высшим моральным ценностям.

    Замечание 6

    Регулятором в данном случае выступает "золотое правило нравственности".

    Как показывает практика в реальной жизни выделяют следующие черты и свойства взаимосвязи гражданского общества и государства.

    Действует принцип правомочия граждан. Это значит, что все вопросы жизнеустройства граждан и сообществ находятся на рассмотрении в гражданском обществе правомочий и устанавливаются государственным законом. Также предусматривается сочетание нравственных ценностей и регулятивных норм закона, равенство всех перед лицом законодательства, при этом не учитывается установленная иерархия правомочий. А также предусматривается наличие в обществе и государстве механизмов, которые реализуют правомочия и законы.

    Действует принцип защиты прав граждан. Это значит, что правовые отношения характерны для всех взаимосвязей государственных органов и граждан. Граждан никоем образом невозможно лишить их правомочий, поскольку они обеспечиваются государственными органами. Отношения государственной власти не выходят за рамки правомочий граждан. Кроме этого, важной характеристикой является равенство граждан и государства, а взаимная ответственность не выходит за пределы. Также принцип правовой защищённости предусматривает наличие системы юридических гарантий обеспечения правомочий граждан. А основной формой взаимоотношений государства и гражданина выступает договор, с силу того, что они являются равноправными участниками правоотношений.

    Действует принцип единства права и закона. Это значит, что нормативный акт может быть принят только легитимным органом государственной власти. Он может быть только правовым и по форме, и по наименованию, и по смыслу, и по содержанию. Создание нормативного акта должно происходить с использованием всего комплекса правовых средств и приёмов, которые предусматривает общая мировая практика.

    Действует принцип правовых сдержек и противовесов относительно деятельности разных ветвей государственной власти. Это означает, что формирование государственной власти происходит только с помощью волеизъявления граждан. Также предусматривает разделение государственной власти на ветки: законодательную, исполнительную и судебную. Кроме этого обозначает верховенство закона во всех вопросах деятельности государства и органов власти, а также наличие высокого уровня индивидуальной нравственности граждан и моральных ценностей в обществе и наличие у граждан высокого уровня активистской правовой культуры.

    Деятельность правового государства в формировании гражданского общества

    Деятельность правового государства определяет становление развитого гражданского общества. С точки зрения философии, правовое государство – это выражение сущего и должного, идеал, который преобразован в действительность.

    Пример 4

    Современная Швейцария является ярчайшим примером. Множество насущных вопросов в стране решаются посредством референдумов, которые проходят регулярно. При этом сами граждане активно принимают в них участие. Это говорит о том, что в стране серьёзно развиты компоненты развитого гражданского общества, а тенденции общественного самоуправления применяются для решения насущных проблем.

    В заключении стоит сказать, что такой феномен, как гражданское общество, был подвержен множеству изменений. Его путь до современного состояния и понимания пережил серьёзную эволюцию. Более того, процесс этот не останавливается, тем самым давая возможность учёным, философам, политикам, юристам множество поводов для исследований касательно государства и общества.

    Размышляя логически, следует вывод, что правовое государство и гражданское общество предполагают друг друга. Их существование взаимообусловлено, тем самым они обеспечивают позитивное развитие человечества. Относительно нашей страны, то гражданское общество до сих пор находится на стадии формирования, при этом имеет позитивные тенденции к изменению в отношении развития как правового государства, так и общества в целом.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Навигация по статьям

    Наши социальные сети

    Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!

    Пожалуйста, убедитесь, что вводите e-mail верно
    {$ $select.selected.title $}
    Осталось указать: Вид работы Тему Почту
    Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности и принимаю условия договора публичной оферты