Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Наши социальные сети

Социальная философия Средневековья. Философия Макиавелли

Содержание:

    Эпоха Возрождения была охарактеризована тем, что в сфере социально-политических воззрений всё кардинально изменилось. В частности в корне переменилось представление и сущности государственной власти и государстве в целом.

    Для эпохи Средневековья было примечательно господство теократических взглядов, которые интерпретировались посредством учения Августина, Фомы Аквинского и некоторых других теологов. Определяющим в их учении было воззрение, что власть, принадлежащая папе римскому, выше власти любого государя, в силу того, что папа римский – это преемник самого Иисуса Христа через посредничество апостола Петра. Всякий государь – Божий избранник, однако получение власти происходит только через церковь, а посему для того, чтобы стать истинным государем, необходимо провести процедуру "помазания", которую может провести только священник.

    XIV–XV вв. были отмечены серьёзными поражениями церкви в борьбе за верховную светскую власть. В XIV в. активистами и сторонниками светского уклада жизни Уильямом Оккамом и Марсилием Падуанским были выдвинуты идеи главенства светской власти над церковной. Более того, М. Падуанский говорил о необходимости отделения государства от церкви. Однако, несмотря на новаторские воззрения, поистине радикальный переворот в социально-политической жизни стал возможен только в XVI–XVII вв. Это произошло благодаря развитию и становлению идей протестантизма и религиозными войнам на территории Европы.

    Основные виды социально-политических учений

    В это время один прогрессивный итальянец развивал совершенно новое и не характерное для того времени учение о государстве и государственной власти. Его звали Никколо Макиавелли.

    Эпохе Средневековья характерно зарождение абсолютизма и у его истоков стоял Жан Боден, французский юрист, который стал теоретиком этого учения. Непрекращающиеся религиозные войны дали ему повод отстаивать идеи веротерпимости и активно продвигать идею сильной королевской власти. По мнению Ж. Бодена, наилучшая форма государственного правления – наследственная монархия, где король – единственный источник закона и права, при этом он сам должен соблюдать и уважать все законы.

    Замечание 1

    Ж. Боден говорил о том, что разными народами нужно управлять по-разному, всем одна система управления не подходит. В основе его идей было положение о том, что северными странами нужно управлять при помощи силы, теми, кто проживает в умеренных широтах, управлять, полагаясь на разум, а южными – посредством религии.

    Ещё одной интересной фигурой того времени был Гюго Гроция, который активно выступал за идею "естественного права". Его концепция стала основой для социальной философии начала Нового времени и Просвещения.

    Эпоха Возрождения стала колыбелью ещё для одного важного направления в сфере социальной философии – утопизм. Его наиболее видными представителями были Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

    Философия Макиавелли

    Никколо Макиавелли родился во Флоренции и там же прожил большую часть жизни. Он на протяжении 14 лет занимал пост секретаря Коллегии иностранных и военных дел Флорентийской республики. Являясь государственным деятелем, он одновременно увлекался исследованиями истории, поэтической и писательской деятельностью. Близко дружил с Леонардо да Винчи и Микеланджело, что откладывало на его взгляды специфический отпечаток.

    В 1512 г. после восстановления власти герцога Медичи во Флорентийской республике, Н. Макиавелли оказался среди тех, кто был арестован за свою деятельность и отправлен в тюрьму, а позднее в ссылку в деревню. Но это не помешало его дальнейшей работе, и он продолжал заниматься написанием своих трудов. Его основные работы были написаны именно в деревне. Среди них "Государь", "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия", "История Флоренции".

    Философские воззрения Н. Макиавелли

    Важнейшее новшество Макиавелли заключалось в том, что он стал рассматривать политику как самостоятельную сферу. Именно он первым предложил рассматривать проблемы, связанные с управление обособлено от других сфер, в том числе и от религии, теологии, философии и этики. Макиавелли не ссылается в своих трудах на "волю Божью". В разговорах о судьбе он обращает особое внимание на способы борьбы с ней, он не рассуждает о должном поведении, которое базируется на христианских ценностях. Нет ни единого слова и о добродетели. Поведение любого человека, будь то правителя или подданных никак не связывается со спасением души, затронуты только земные интересы. Политическая сфера независима от других сфер, она является целиком автономной.

    В качестве образца правильного поведения правителей, Макиавелли ссылается к деятельности древнеримских государей, в частности республиканского периода.

    Политический реализм Макиавелли

    Социально-политическое учение, которое проповедовал Макиавелли, получило название политический реализм. В основе его учения – управление людьми, базирующееся на знании реальной человеческой природы. Он утверждал, что природа человека ни хорошая, ни плохая. Однако плохого в человеке больше. Из чего следует, что хороший политик должен принимать во внимание больше недостатки людей, нежели рассчитывать на их положительные качества.

    Пример 1

    Рассуждая о природе человека, Макиавелли делал акцент на то, что люди скорее забудут смерть близкого, нежели потерю имущества.

    В силу таких обстоятельств, наибольшего накала приобретает та борьба, где речь идёт об обладании собственностью. В этой борьбе нет ничего плохого, считал Макиавелли, ведь она, прежде всего, неизбежна, и к тому же может приводить к благоприятным последствиям.

    Пример 2

    Следствием такой борьбы стало получение Римом свободы, т.е. республики.

    Макиавелли предосудительно относится к христианству, за то, что  его основе лежит смирение, более того, согласно религиозным представлениям, человек обязан концентрировать своё внимание на небесах и жизни после смерти, тем самым вера отвлекает людей от земных дел. Подобно другим гуманистам, мыслитель даёт оценку человеку по его личным делам и заслугам. Более того, часто и резко высказывается о дворянском сословии, которое по большому счёту живёт за счёт чужого труда.

    Опиши задание

    Идеальным политическим прообразом для Макиавелли оставалась всегда Римская республика. В ней он видел мощную державу, со стабильным политическим укладом, которая на протяжении нескольких столетий смогла сохранять внутренний порядок и увеличиваться на огромные территории. Согласно такой форме правления, каждый гражданин нёс ответственность за судьбу государства, в котором живёт.

    Современные условия жизни внесли некоторые изменения в политический порядок, по мнению Макиавелли, а значит, наилучший вид политического устройства может видоизмениться, и, как считает мыслитель, это должна быть наследственная монархия. Основой такого государства является мощь, которая никак не связана с моральными нормами, в силу этого такое государство остро нуждается в принудительной силе, т.е. армии. Он яро высказывался за всеобщую воинскую повинность.

    Идеальный правитель, по мнению Макиавелли

    Идеальный правитель, говорил Макиавелли, - это "лисица и лев", понимая по этим те качества, которые делают его любимцем народа, и при этом наделяет чертами, внушающими страх. Но из-за того, что подобного сочетания качеств добиться практически невозможно, то лучшее средство – наводить страх на подданных.

    При возникновении определённых условий монарх должен безоговорочно принять решение жестко воздействовать, к примеру, организовать людей и переселить народ, разрушить целый город или спешно возвести новый, сделать богатых бедными, а бедных – богатыми. Любые действия оправдываются, если это сохранит стабильное положение государства и порядок.

    Пример 3

    Предотвращение бунта можно организовать путём казни нескольких десятков человек, которые могли бы стать его предводителями и идейными вдохновителями. Это вариант для сильного правителя. Он не допустит восстания, в котором могут погибнуть тысячи человек.

    Влияние социального учения Макиавелли на философию

    Учение Макиавелли значительно повлияло на развитие социальной философии и до сих пор продолжает воздействовать на современную науку. Однако, если XVII–XIX вв. показывал идеи макиавеллизма как аморальные и беспринципные, то сегодня исследователей в основном интересует анализ технологии власти.

    Утопизм и его основные проявления

    Определение 1

    Утопизм – течение социальной философии, которое представляет собой совокупность различных моделей и проектов идеального общества.

    Это название произошло от названия книги Томаса Мора "Утопия". Это слово дословно переводится с древнегреческого как "место, которого нет".

    Замечание 2

    Варианты утопий, которые имели место быть в древнейшие времена в античной мифологии, где идеальное общество отождествлялось с "золотым веком". Самая первая философская утопия – модель идеального государства Платона. Также к идеальному обществу относят христианские представления о "Божьем царстве".

    В эпоху Средневековья все социальные беды интерпретировались посредством греховности людей и отсутствием у них истинной веры.

    Замечание 3

    Проблема в том, что представители каждой веры, считали, что только их вера является истинной.

    На основе отдельных религиозных общин постоянно предпринимались попытки создания идеального общества. Продолжались такие попытки достаточно долго даже в период Реформации.

    Пример 4

    Во времена Крестьянской войны в Германии была создана анабаптистская коммуна, которая была последней попыткой создать идеальное общество.

    Эпоха Возрождения предложила новые варианты решения социальных проблем. Социальный гнёт, нищета и человеческие пороки устранялись посредством разумного государственного управления и развитием науки.

    В Новое время – XVIII и в XIX вв. в особенности, стали появляться работы, которые имели черты утопического социализма. В них особое внимание уделялось необходимости общественной собственности, средств производства и честному распределению произведённой продукции.

    В трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса прослеживалась основная идея, которая заключалась в развитии человечества до стадии коммунизма. Это общество, которому характерны общественная собственность на средства производства, отношения коллективизма, материальное изобилие и удовлетворение всех потребностей людей. Однако путь к коммунизму быть устелен социальными революциями.

    Замечание 4

    Ярко выраженная попытка создать коммунистическое общество, была предпринята в России в 1917-1991 гг. Множество других стран также следовали этим путём. Немудрено, что все эти попытки потерпели фиаско.

    Идея ренессансного утопизма

    Ренессансный утопизм развивался благодаря Т. Мору и Т. Кампанелле. Немаловажную роль сыграл и Фр. Бэкон, который предложил модель идеального общества, соответствующую ренессансной, но при всём при этом его обычно относят в числу философов Нового времени, а точнее самым первым представителем.

    Т. Мор – английский гуманист, мыслитель и государственный деятель, который за свои взгляды был казнён, а позднее канонизирован и причислен к лику блаженных.

    Т. Мор написал трактат "Утопия", в котором ярко изобразил идеальное общество. Согласно содержанию трактата, все люди равны и не имеют ни частной, ни личной собственности, всё общее и труд, и быт, и производство.

    Определение 2

    Труд, согласно трактату, - это обязанность всех граждан распределение обязанностей зависит от потребностей общества и способностей граждан.

    Рабочее время в таком обществе длится шесть часов, чтобы оставалось время на развлечения и наслаждение жизнью. Тяжёлая и неприятная работа – на преступниках, которые считаются рабами. Предметы потребления распределяются по необходимости, деньги в утопичном обществе отсутствуют. Это общество, для которого характерно материальное изобилие. Однако остаётся вопрос: как достичь такого изобилия. В основе политического строя – принцип выборности и старшинства. Утопийцы принимают любую религию, отрицательно относятся лишь к атеизму.

    Т. Кампанелла – итальянский мыслитель и политический деятель, а с 1591 г. ещё и монах-доминиканец. Выдержал множественные обвинения в ереси, возглавил заговор против испанского правящего аппарата, но был пойман и приговорён к пожизненному заключению. Двадцать семь лет провёл за решёткой. Там же и написал свои главные труды, в их числе и "Город-Солнце".

    В основе сочинения – идеальный город и идеальное государство, в котором все равноправны. Собственность отсутствует, даже детей воспитывает государство. Все работают, рабочее время всего четыре часа. В таком государстве огромными темпами развивается наука и её достижения призваны облегчать жизнь людей. Правящий аппарат состоит из учёных-жрецов, а главный культ – Бог Солнца.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Навигация по статьям

    Наши социальные сети

    Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!

    Пожалуйста, убедитесь, что вводите e-mail верно
    {$ $select.selected.title $}
    Осталось указать: Вид работы Тему Почту
    Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности и принимаю условия договора публичной оферты