Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Наши социальные сети

Русский анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина

Содержание:

    Термин "анархизм" берёт своё начало от греческих слов "безначалие" и "безвластие". В середине XIX в. это значение изменилось.

    Определение 1

    Анархизм – это идейное течение, в основе которого лежит мнение о том, что социальное неравенство, несправедливость, эксплуатация человека человеком и т.п. исходит от государства, при этом совершенно неважно какого типа оно и какая форма правления в нём.

    Сторонниками анархизма себя считали многие европейские мыслители, здесь П. Ж. Прудон, М. Штирнер и другие. Однако самыми важными фигурами данного направления, безусловно, считаются русские философы М, Бакунин и П. Кропоткин.

    Анархизм и марксизм о государстве

    Оба эти течения поднимали похожие проблемы в своих идеях, но относились они к ним по-разному. Так, сущность государства для анархистов заключалась в том, что оно выступает в качестве аппарата насилия и орудием угнетения народа. В свою очередь в марксизме, государство – это аппарат насилия, орудие господствующих классов для угнетения эксплуатируемых.

    В анархизме принято считать, что государство существует не вечно, поскольку, по мнению приверженцев течения, оно появляется на конкретной стадии развития общества. Последователи марксизма также считали, что государство не вечно, но придерживались мнения, что оно появляется в момент возникновения классов и антагонистических формаций, имеется в виду рабовладельческой, феодальной и капиталистической.

    Исчезновение государства в идеях анархистов должно было произойти на высшей стадии развития, на которой государство уже не нужно, потому что на этом этапе люди заинтересованы во взаимопомощи. В свою очередь марксисты, считали, что государство исчезнет на низшей стадии коммунистической формации – при социализме – государство остаётся, но в другой форме, а вот коммунизм позволит ему исчезнуть.

    Относительно способа ликвидации государства анархисты высказывались в сторону насильственного уничтожения, а марксисты говорили о том, что государство само ликвидируется по мере того, его функции будут делегированы органам самоуправления.

    В качестве предпосылок для исчезновения государства анархисты рассматривают понимание исторически преходящего характера государства, а также его негативной сущности. Марксисты, напротив, говорили о том, что достижение высокого уровня производительных сил и установление коммунистических производственных отношений станут приметой того, что государство скоро исчезнет.

    М. Бакунин и его воззрения

    М. Бакунин (1814 – 1876 гг.) – он являлся публицистом, мыслителем и ярко выраженным революционным деятелем. Родился в семье помещика и отучился в артиллерийской школе, после её окончания стал офицером и отбыл на службу в армию, однако в 1835 г. ушёл в отставку. Это время отмечено тем, что он стал активно изучать немецкую классическую философию (Канта, Фихте, Гегеля). Произошло это после его знакомства с Белинским и посещением кружка Станкевича. Однако стоит заметить, что он всегда отдавал своё предпочтение Гегелю. В 1840 г. решил поехать в Берлин и продолжить учёбу, там он познакомился в левогегельянцами, их взгляды были близки. Посредством философии Гегеля он интерпретировал разрушения как необходимость в процессе бесконечного развития, тем самым он утверждал, что разрушение – это творческая сила.

    Из Германии он уехал в Бельгию, а чуть позже во Францию. Именно там и произошло его знакомство с Прудоном, Марксом и Энгельсом. Здесь же принял позицию активного борца за революцию.

    М. Бакунин принимал участие в революционных действиях 1848 – 1849 гг., сражаясь на пражских и дрезденских баррикадах. Его арестовали в 1849 г. и дважды осудили в Саксонии и Австрии. Его приговорили к смертной казни, но позже заменили приговор пожизненным заключением.  В 1851 г. он был выдан русскому правительству, после чего отбывал своё наказание в Петропавловской крепости вплоть до 1857 г. Потом был сослан в Сибирь. В 1861 г. ему удалось сбежать и попасть через Японию и США в Англию. Чуть позже он переехал в Италию, а затем в Швейцарию, где принимал активное участие в революционной деятельности.

    Замечание 1

    Некоторое время состоял в сотрудничестве с "Колоколом" Герцена.

    В годы своей зрелости М. Бакунин придерживался материалистических идей и был приверженцем анархизма. Его воззрения оформились в отдельное учение к середине 1860-х гг. В 1861 г. он стал участником I Интернационала – это Международное товарищество рабочих. Здесь он и стал бороться против идей К. Маркса. В 1868 г. он основал свою организацию – тайный "Международный альянс социалистической демократии". После того, как управленцам I Интернационала стала известна информация о тайном альянсе, его исключили с формулировкой "за раскольническую деятельность". М. Бакунин принимал активное участие в восстаниях, которые проходили в Лионе в 1870 г. и в Болонье в 1874 г. Был ярким приверженцем Парижской коммуны.

    К его основным трудам можно отнести произведения "Федерализм, социализм и антителеологизм", "Государственность и анархия", "Бог и государство".

    Философские воззрения М. Бакунина прошли через сложный путь от гегелевского идеализма до материализма и атеизма, которые он взял за основу своего мнения о том, что только они могут помочь в интеллектуальном освобождении личности. Он негативно высказывался в сторону церкви, называя её служанкой государства угнетателей, а Бога интерпретировал как "мёртвую субстанцию" и "абсолютную пустоту".

    В своих социально-политических воззрениях он опирался на идею человеческой истории, которая состоит из трёх элементов, которые существенно обуславливают социальное развитие:

    • Человеческая животность.
    • Мысль.
    • Бунт.

    Каждый из элементов соотносится с определённой частью человеческой жизни. Человеческая животность соответствует социальной и частной экономией, мысль соотносится с наукой, а бунт со свободой.

    М. Бакунин придерживался мнения, что государство – это способ организации общества на конкретном этапе его развития. Эта мысль не нова, её высказывали и Гегель, и Маркс. Нельзя отождествлять государство и общество. Общество может существовать вне зависимости от внешних условий. Государство существует не всегда.

    Опиши задание

    Мыслитель вторил Марксу и противостоял Гегелю в вопросе понимания государства как аппарата насилия и угнетения, утверждая, что государство – это зло, но зло, которое оправдано с исторической точки зрения и имеющее преходящее свойство. Мнение М. Бакунина отличалось от К. Маркса в вопросе уничтожения государства, который говорил о постепенном отмирании. М. Бакунин же видел этот процесс только в ходе революции и искоренении всякой государственной власти.

    Нет необходимости в государственной власти, ведь люди должны быть сами заинтересованы во взаимопомощи. Исходя из этого, общество должно быть самоуправляемым, хотя не исключено, что отдельные индивиды и народности могут объединиться на добровольных условиях, полагаясь на принципы свободы, равенства, братства и справедливости.

    М. Бакунин говорит о том, что освободиться личность на социальном уровне может только в ходе ликвидации государства и любых структур, которые лежат в его основе. Кроме того, должны быть полностью отменены наследственная собственность, а осуществлена передача земли общинам крестьян, фабрик – рабочим, ликвидированы браки, семьи, а воспитание детей должно быть общественным.

    Специфически мыслитель относился и к идеям социализма, который только набирал обороты и получал распространение. Он утверждал, что свобода без социализма – это сущая несправедливость, а социализм без свободы – это рабство.

    Замечание 2

    Стоит отметить, что эта идея М. Бакунина впоследствии нашла своё подтверждение на вехах истории российского государства.

    Судьба учения М. Бакунина сложилась весьма удачно. Его идеи нашли своё отражение в деятельности революционеров-анархистов, более того, теоретическую составляющую доработал его последователь П. Кропоткин.

    П. Кропоткин и его философская деятельность

    П. Кропоткин (1842 – 1921 гг.) – русский политический философ, революционный деятель, теоретик и пропагандист анархизма. Он принадлежал к старинному княжескому роду Рюриковичей. В 1857 г. начал учёбу в Пажеском корпусе, где завоевал звание одного из лучших воспитанников. В 1861 г. за свои заслуги был произведен в фельдфебели и стал камер-пажом Александра II. После завершения своей учёбы в корпусе в 1862 г. он мог построить блестящую карьеру в любом гвардейском корпусе столицы или другого города, но его выбор пал на Сибирь. Он уехал в Амурское казачье воинство, где занял должность чиновника по особым поручениям при генерал-губернаторе края М. Корсакове в Иркутске.

    Ещё до прихода к власти М. Корсакова, в области было сформировано общество молодых и мыслящих по-новому чиновников, которые прилагали все усилия, чтобы изменить посредством реформ существующие социальные институты и систему управления в учреждениях. П. Кропоткин сразу занял активную позицию и включился в процесс. В 1863 г. он вынес на всеобщее обсуждение проект, который предлагал изменить систему ссылок и тюрем. Более того, предложил кардинально изменить систему местного самоуправления, начав с её развития.

    Замечание 3

    Много путешествовал по Амурскому краю и Маньчжурии, с целью составления географических описаний этих мест.

    В 1867 г. П. Кропоткин ушёл в отставку, вернулся в Петербург, чтобы поступить в университет. Он сдал экзамены и прошёл на физико-математический факультет. Вместе с тем, он продолжал свои исследования в географической науке, не оставив без внимания результаты своего изучения. В 1868 г. он вошел в состав географического общества, а чуть позднее стал секретарём Отделения физической географии.

    В 1870-х гг. П. Кропоткин отправляется в путешествие по Европе, там он впервые знакомится с воззрениями М. Бакунина и деятельностью I Интернационала. По возвращению на родину он примкнул к подпольному революционному движению, состоял в группе "чайковцев". В 1874 г. был арестован и отправлен в тюрьму. Спустя два года сбежал и стал скрываться за пределами России. Где прожил 40 лет. За границей он принимал активное участие в европейском и русском революционном движении. Регулярно переписывался с русскими революционерами. После кончины М. Бакунина, занял лидирующее место среди всех приверженцев анархизма. Однако его снова посадили в тюрьму, но уже во Франции, после освобождения он перебрался в Англию.

    На протяжении всей своей жизни П. Кропоткин занимался наукой. Он публиковал статьи для "Британской энциклопедии" и "Теоретического журнала". После окончания февральской революции в 1917 г. вернулся в Россию и воочию наблюдал действия Октябрьской революции и Гражданской войны.

    Его основные труды "Хлеб и воля", "Анархизм. Его философия и его идеал", "Государство, его роль в истории", " Анархия и её философия", "Нравственные начала анархизма", "Коммунизм и анархия", "Речи бунтовщика", "Современная наука и анархия".

    Философские воззрения П. Кропоткина основаны на проблемах теоретического анархизма. Учёный предпринимал попытки осмыслить общий ход человеческой истории и установить роль государства на фоне различных форм общественного устройства. Он воображал, каким может быть идеальный уклад жизни, к которому стремится человечество.  

    Социально-политические воззрения П. Кропоткина были подвержены влиянию позитивизма и дарвинизма. Располагая основными положениями позитивизма, он делал попытки использования эмпирических методов естественных наук в социальной сфере.

    П. Кропоткин первым высказал идею "биосоциологического закона взаимной помощи". Историю человечества он проецировал на этот закон и интерпретировал её как смена разных форм "взаимной помощи".

    Пример 1

    П. Кропоткин писал: "Египет, Азия, берега Средиземного моря, Центральная Европа поочередно пребывали очагами исторического развития. И каждый раз развитие начиналось с первобытного племени, затем переходило к сельской общине, затем наступил период вольных городов и, наконец, период государства, во время которого все замирало".

    Для каждого этапа характерно стремление к застою. Здесь и зарождается необходимость в социальных революциях, которые призваны устранить преграды на пути социального развития. Высшей формой которого он считал "анархический коммунизм", представленный объединением свободных производственных общин.

    Определение 2

    Государство – это форма общественного устройства, которая исторически переходит от этапа к этапу.

    Государство появляется в ответ на возникновение собственности на землю и его существование возможно только благодаря заинтересованным землевладельцам и социальным группам, которые неразрывно связаны друг с другом.

    Пример 2

    "Государство, в совокупности, есть общество взаимного страхования, заключенного между землевладельцем, воином, судьей и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть над народом и эксплуатацию бедноты" – писал П. Кропоткин.

    Специфичность государственного устройства, по мнению П. Кропоткина, в "правительственной централизации" или "пирамидальной организации". С ходом времени государственные формы изменяются, но суть государства сохраняется, поскольку она заключается в поддержании одних классов другими.

    Теоретические основания анархизма П. Кропоткина получили практическое применение в деятельности революционеров-анархистов и в России и в других странах.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Навигация по статьям

    Наши социальные сети

    Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!

    Ваш email уже зарегистрирован. Чтобы оформить заявку, пожалуйста, авторизуйтесь в личном кабинете.
    Пожалуйста, убедитесь, что вводите e-mail верно
    {$ $select.selected.title $}
    Осталось указать: Вид работы Тему Почту
    Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности
    и принимаю условия договора публичной оферты