Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Наши социальные сети

Персонализм: понятие, школы, представители

Содержание:

    Обсуждая или рассуждая о каких-либо философских принципах или взглядах, прежде всего необходимо разобраться с этимологией понятия. Так, говоря о персонализме, первым делом стоит разобраться, что же это такое. Понятие персонализм от латинского "persona" — личность.

    Понятие персонализм и его корни

    Принято думать, что первым этот термин употребил в своём труде Ф. Шлейермахер "Речи о религии к образованным людям, её презирающим" в 1799 году. Это что касается персонализма, а вот термин персоны упоминается ещё в древние времена, чтобы обозначить социальную роль индивидуума. В средние века Фомой Аквинским говорится о "personalites" ("индивид разумной природы"). В Новое время Кант по-иному взглянул на этот термин и разграничил "person", "personalität" и "persönlichkeit" лицо, умственная инстанция и персона соответственно. Утверждая, что лицо в процессе персонализации способно стать личностью, которая реализует своё право на исполнение моральных обязанностей.

    В теории персонализм уходит своими корнями в учения Г. В. Лейбница. В своей монадологии высказывал мнение, что персонализация является духовной субстанцией и обладает энергией, которая сосуществует в гармонии с собой и Богом. Схожее мнение можно было прочитать у Р. Г. Лотце и Г. Тейхмюллера. Сами персоналисты опираются в своих взглядах на идейных предшественников, например: Сократу, Паскалю, Фихте, Прудону, Шелеру, Шопенгауэру и многих других мыслителей.

    Согласно современным представлениям философии, понятие персонализма отражает собой теистическое направление, которое признаёт личность как первичную деятельную реальность и наивысшую внутреннюю ценность. В свою очередь мир – это проявление творческой активности высшей личности, Бога. Персоналисты отказываются от мнения, что лидирующее место в мире занимает субъект, познающий истину. Они придерживаются точки зрения, что основой бытия является человеческая личность в полноте её конкретных проявлений. Личность становится фундаментальной онтологической категорией бытия, в котором синтезируются деятельность и волевая активность, находясь в состоянии непрерывного существования. Однако, персоналисты утверждают, что личность не является истоком самой себя, её корни уходят в единое начало – Бога.

    Мировые школы персонализма

    Выделяют четыре мировые школы персонализма:

    • Русская.
    • Немецкая.
    • Американская.
    • Французская.

    Принято считать, что философская антропология имеет общие гносеологические корни с персонализмом.

    Предмет изучения в персонализме как в науке очерчивается творческой субъектностью человека. Объясняется она индивидуальной принадлежностью к Богу. Убеждения таковы: человек = личность, персона. Его сущность базируется в его душе, которая собирает в себе божественную энергию. При этом человеческая душа самосознательна и самонаправляема, а люди нарушают божественный закон тем, что впадают в первую крайность – эгоизм. Следующая крайность – коллективизм. Подразумевается, что личность нивелируется и раскрывается в массе.

    Опираясь на знание о персонализме, личность может избавиться от вышеописанных крайностей и определить истинную сущность человека, чтобы отстоять своё право на индивидуальность. Найти свою индивидуальность поможет понимание своей неповторимости и уникальности как субъекта. А сделать это можно только в обществе, которое развивается на совокупности личностей человека.

    Основная проблематика персонализма

    Независимость и этическое воспитание – главные вопросы, которые поднимаются в персонализме. Стремление личности к Богу или к добру и безупречности, что отождествляют персоналисты, означает движение по правильному пути. Только моральное самосовершенствование и правильное нравственное и религиозное воспитание могут сформировать общество гармоничных личностей. Также не менее важным в этом процессе является коммуникация, поскольку личность приобретает очертания персоны только в активном диалоге с другими людьми. Из этого можно сделать вывод, что только коммуницируя можно вовлекать людей в процесс совершенствования мира.

    Главный интерес философии персонализма заключается в религиозно-этической проблематике. Чтобы не причинить вред репутации всемогущего, его благости и мудрости, персоналисты выдвигают теорию о самоограничении воли Бога, который предоставляет своим творениям волю избрания как некий подарок, что даёт им возможность принимать участие в воплощении богоугодного добра на земле. Божественное ограничение становится ограничением Божьей воли, опираясь на свободу людей, базируясь на кардинально этических принципах.

    На другой взгляд, самоограничение реализовывает функцию богооправдания или теодицеи, что означает помилование от царящего в мире зла. Обуславливается это дарованной Богом свободой выбора.

    Российский персонализм и его представители

    В российской философии идеи персонализма формировали H.A. Бердяев (1874-1948 гг.), Л.И. Шестов (1866-1938 гг.), A.A. Козлов (1831-1901 гг.), Л.М. Лопатин (1855-1920 гг.), Е.А. Бобров (1867-1933 гг.), С.А. Алексеев (Аскольдов, 1870/71-1945 гг.), по некоторым принципам Н.О. Лосский (1870—1965 гг.). Русские персоналисты изображали личность как религиозно-идеалистический субъект. Мыслители сами называли свои философские концепции. Например: "панпсихизм" и "монистический плюрализм" у А. Козлова, "монистический спиритуализм" у Е. Боброва.

    Определение 

    Н. Бердяев писал: "...Я определяю свою философию как философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую, философию персоналистическую и философию эсхатологическую".

    Русские персоналисты были приверженцами идеи противостояния способу существования, который возвышал идеал в убеждения предустановленности, заданности, статичности. Понятие личности для них означало – непредсказуемость, прорыв в неизвестность, свобода и духовная сила. Их гносеологические представления не сходятся с представлениями Р. Декарта, который разделял субъект и объект познания. Основополагающей теорией для персонализма они выдвигали дуализм. В его основе лежит раздвоение бытия на мир и человека, который находится в состоянии подчинения, и вынужден постигать что-то новое, чтобы приспособиться к нему, при этом изменять своей сути.

    Пример

    Н. Бердяев писал: "Человек был превращен в субъект гносеологический лишь по отношению к объекту, к объективированному миру для этой объективации. Вне же этой объективации, вне стояния перед бытием, превратившимся в объект, субъект есть человек, личность, живое существо, само находящееся в недрах бытия. Истина в субъекте, но не в субъекте, противополагающем себя объективации и потому выделяющим себя из бытия, а в субъекте, как существующем".

    Только при обращении к собственному глубинному духовному опыту, человеку способны раскрыться загадки мира, потому как одна-единственная тайна жизни заключается в понимании деятельности исходя из собственных наблюдений. Изначально личность полна безграничных возможностей. Подразумевается, что это нечто иное, отличное от обычного "гносеологического субъекта". Любая наука, по мнению Л. Шестова, это подобие "закрытым горизонтам", потому как будь то логика или мораль, они превращают мировоззрение в догмат и требуют всеобщего понимания и признания. Человек же по сути своей является иной субстанцией, он творит мир и придаёт ему смысл, а значит, восстаёт против самоочевидностей и развенчивает навязанные ему теории. 

    Русские философы были противниками эвдемонизма. Это означало, что смысл жизни каждой отдельно взятой личности заключался вовсе не в счастье, а в полном драматизма самопревзойдении. С этой точки зрения, их идеи были глубоко религиозны, что нельзя сказать об идеях западных персоналистов. Это стало главным фундаментов образования и становления взглядов персоналистов Германии и Франции. Персонализм "историософический" формировался на прогностических суждениях его представителей.

    Козлов Алексей Александрович 

    А. А. Козлов русский философ (1831-1901 гг.). С самого рождения жил в Москве. Учился в Московском университете на физико-математическом и историко-филологическом факультетах. Закончил его в 1854 году. Преподавал словесность до 1876 года, после чего по приглашению из Киевского университета уехал на должность приват-доцента философии. Философия занимала большую часть его времени. Он исследовал историю этой науки и полагал, что "явления духа и в логическом, и во временном порядке суть первые отношения к явлениям материи". В этот период защитил диссертацию "Генезис теории пространства и времени Канта", после чего ему было присвоено звание профессора.

    Параллельно этому Козлов работает над основами собственной философии, которая получила название "панпсехизм". Теорию своей философской системы он излагал в журнале "Философский трёхмесячник". Позже его мысли сформировались в труды: "Философские этюды", "Философия как наука", "Философия действительности".

    Внезапная болезнь подкосила Козлова, и по острой необходимости ему пришлось уйти в отставку. Он переехал в Петербург, но продолжил заниматься философией. Около года он издавал сборник философских мыслей "Своё слово".

    Принципиальным отличием онтологических представлений Козлова изображается проблема внутренней человеческой субъективности, духовной субстанции, "я". Что значит быть субстанцией? Ответ на этот вопрос для него был прост: значит иметь на постоянной основе собственную устойчивую и персональную природу, которая ни в коем разе не зависит от внешних причин, а также времени, пространства и в такт этой природы действовать. В свою очередь мир учёный представляет как совокупность индивидуальных субстанций, которые взаимодействуют между собой и занимаются определёнными видами деятельности. Уразуметь суть происходящего, можно только углубляясь в исследование своего "я". Отношения между ними телеологические, потому что невозможно представить действие одной субстанции без взаимодействия с другой – высшей. Бытие Бога заключается в непосредственном сознании каждой индивидуальной субстанции, которая содержит в себе своё "я" и свои функции или занятия.

    Опиши задание

    Собрать суждения о свойствах Бога мы можем только посредством обращения к собственному сознанию. Из этого следует, что время, материя, причинность представляют собой "идеальные иллюзии", а не реальный мир. Все эти понятия лишь плоды бессознательной деятельности человеческого мышления и фантазии субстанций, которые зарождают идеи, предназначающиеся для организации и конкретизации продуцируемых образов. Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что Козлов в своём труде понимает окружающую действительность как проекцию вовне актов сознания. Для него это эмоциональная и волевая деятельность человека, которая синтезирует данные как явные и феноменальные.

    Согласно взглядам Козлова понятие "мир" не ограничивается понятием всеобщего бытия. Кроме существования "определённого бытия" есть ещё и "нечто трансцендентное". Оно располагается где-то вне познания.

    Принципы понимания персонализма А. А. Козлова повлияли на формирование идей Н. Бердяева, Л. Шестова, Н. Лосского.

    Умер Козлов в 1901 году в Петербурге.

    Алексеев Сергей Алексеевич

    С. А. Алексеев (1870/71-1945 гг.) сын А. А. Козлова от второго брака (гражданского). Окончил Петербуржский университет (естественнонаучное отделение физико-математического факультета). В 1908 году стал членом Петербуржского религиозно-философского общества. Участвовал в создании сборников "Проблемы идеализма", "Из глубины". Логично, что его взгляды приобретали свои очертания под воздействием отца, собственно, поэтому он и являлся продолжателем лейбницеанской традиции русской философии. Отправными идеями его принципов становятся понятие "я" и идея всеобщей одушевлённости, на которой базировалась теория панпсихизма.

    В 1920 году он стал основателем тайного общества "Братство святого Серафима Саровского", которое проповедовало религиозно-философские идеи. Из-за чего был арестован и сослан сначала в Коми, а после в Новгород. После немецкой оккупации эмигрировал в Германию, там и скончался в 1945 году.

    Бобров Евгений Александрович

    Е. А. Бобров является представителем русской религиозной философии, писателем, публицистом. Родился в 1867 году в Риге в семье дворян. Окончил Дерпский университет. Преподавателем философии у него был профессор Г. Тейхмюллер. После защиты диссертации на тему "Отношение искусства к науке и нравственности", получил звание доцента. А ещё через три года степень кандидата русской словесности за диссертацию о Д. В. Веневитове, философе и поэте, который являлся основателем "общества любомудров". Далее Бобров работал профессором в Казанском и Варшавском университетах. А после Октябрьского переворота 1917 года стал преподавать в Донском университете Ростова-на-Дону.

    Бобров следовал идеям панпсихизма и логично упомянуть, что поддерживал взгляды и идеи Г. Лейбница и Г. Тейхмюллера. Он перевёл на русский язык важный для сторонников панпсихизма труд Лейбница "Монадологию". Его главной задачей являлось просвещение и популяризация персонализма и панпсихизма. Вследствие этого он совершал попытки создать собственную систему "критического индивидуализма". Индивидуализм – вот главная идея его системы. Именно он является центром самосознания, когда человек обретает себя в качестве отдельной сущности или индивида. Из этого следует, что центральной фигурой панпсихизма Боброва является именно личность.

    Бобров много работал на благо развития русской словесности и истории философии. Он является автором сборника "Философия в России. Материалы, исследования и заметки", который состоит из 6 книг.

    Бобров полагал, что философия в России делится на два направления:

    • Школьная.
    • Вольтерьянство.

    Первая преподавалась в университетах, духовных семинариях и академиях. Объединяла под собой философские направления схоластики, вольфианства, универсализма. Второй присущи идеи мистики и масонства, со второй половины XIX в. материализм, социализм, позитивизм и спиризм.

    Скончался Бобров в 1933 году в Ростове-на-Дону.

    Лопатин Лев Михайлович 

    Л. М. Лопатин русский философ и общественный деятель. Родился в 1855 году и жил в Москве. Окончил Московский университет, историко-филологический факультет. Вся его дальнейшая жизнь была связана именно с этим местом. Сначала он получает место приват-доцента, немногим позже экстраординарного профессора. Вместе с этим преподаёт историю философии в гимназиях и на высших женских курсах. Кроме этого становится соредактором в журнале "Вопросы философии и психологии". А также преподаёт в Московском психологическом обществе.

    Безусловно, Лопатин – это один из родоначальников персонализма в русской философии. Он утверждал, что в конце XIX в. философия приобретает догматичный характер, в ней мало рассуждений, она потеряла свою способность ставить и решать глобальные проблемы онтологии. Вручив эти функции науке, при этом утверждая, что только она является носителем достоверного знания. Результатом этого стало распространение по всем сферам бытия естественно научных закономерностей и к ошибочному представлению о человеке и мире.

    Свою роль в возрождении философской науки Лопатин обозначал как возвращение к принципам онтологизма, в котором исследуются "наиболее общие и основные понятия и принципы нашего миропонимания". Собственно созданную системную философию теории он назвал "системой конкретного спиритуализма" или "монистическим спиритуализмом", подразумевая, что монизм – это признание внутренней гетерогенности мира и целостности его генезиса. Его рассуждения придерживались мысли: человек в силах понимать окружающую действительность лишь при содействии одного из трёх понятий предельного уровня – дух, вещество и непостижимая сущность.

    Лопатин отвергал идеи о дуалистическом толковании действительности и считал не состоятельным агностицизм как учение. Он утверждал, что разумно изображать действительность лишь по принципу признания истинно сущего за дух. Из всего этого можно сделать вывод, что единственным, кто отвечает запросам монизма, по мнению Лопатина, является лишь спиритуализм. Только основываясь на его принципах можно адекватно воспринять и описать первичную непроизводную данность, которая являет собой дух.

    Лопатин умер в 1920 году в Москве.

    Немецкая школа персонализма и её представители

    Самыми яркими представителями немецкого персонализма являются Ф. Якоби (1743-1819 гг.), М. Шелер (1874-1928 гг.), В. Штерн (1871-1938 гг.), Х. Тиллике (1908-1985). Самой главной проблематикой немецкого персонализма является изучение задатков и способностей индивида, глубинных слоёв персональной жизни человека. Личностный метод провозглашаться универсальным, для постижения и пояснения человека и настоящей и видимой реальности.

    Ф. Якоби являлся философом-идеалистом немецкой школы. Существует мнение, что некоторые идеи его философии обрели своё истинное обличие в экзистенциализме. Его можно назвать основоположником немецкого персонализма. Потому как его принципы стали основой для концепции этического персонализма, разработанной М.Шелером.

    Макс Шелер

    Макс Шелер – немецкий философ, социолог (1874-1928 гг.). Он является одним из основателей антропологии философии, аксиологии и социологии знания. Некоторое время преподавал в Кёльнском университете, имел звание профессора. В своей карьере совершил переход от феноменологии Э. Гуссерля к персоналистской метафизике пантеистического толка. Формальную нравственность И. Канта он соотносит с физической этикой ценностей. Много писал и рассуждал в своих работах: "Формализм в этике и материальная этика ценности" в 2-х томах, "Формы знания и общество", "О вечном в человеке", "Место человека в космосе".

    Американская школа персонализма

    Персонализ в Америке появился приблизительно в одно время с Россией, принято говорить о конце XIX в. Основоположником его является Б. Боун (1847-1910 гг.), хотя основными представителями и самыми яркими являются Р. Флюэллинг (1871-1966 гг.), Э. Брайтмен (1881-1953 гг.), Дж. Хауисон, У. Хокинг.

    Главный термин "личность" определён ими как непревзойденная, уникальная, субъективность, которая обращена на созидание общественного мира. Все исторические события представляются мыслителями как односторонний процесс развития человека как личности. В свою очередь человек добивается наивысшего блаженства в единении с всевышним. Ориентиром американских персоналистов является изучение проблемы религии и этики. Свобода и нравственность человека занимают умы мыслителей. Этика американских последователей персонализма базировалась на убеждении, что только стремление к самосовершенствованию и саморазвитию приведёт общество к гармоничному существованию.

    Французская школа персонализма

    Самая поздняя школа персонализма сформировалась во Франции. Это произошло в начале 30-х гг. XX в. Родоначальником считаются Э. Мунье (1905—1950 гг.). Занимающими существенное место в развитии персонализма во Франции также можно считать Д. де Ружмон, П. Ландсберг, Ж. Изар, М. Недонсель, Ж. Лакруа, Г. Мадинье.

    В 30-х годах левокаталические сторонники французской философии персонализма выдвинули идею основания философского познания, которое будет иметь мировое значение, о человеческой личности, как об основной заботе земной цивилизации. Начиная от самого Сократа и до концепций, разрабатываемых в XX веке, система формирования личности складывалась на основе осмысления гуманистической традиции. Огромное значение придавалось идеям экзистенциализма и марксизма.

    Французские современники персонализма старались по-новому истолковать те догмы, на которые изначально опиралась философия. По-своему характеризовали многие проблемы христианства и роли человека в мире. По их представлениям личность имела три основные характеристики: экстериоризация, интериоризация и трансценденция. Где первое – это самоосуществление человека вовне, второе – внутренняя сосредоточенность индивида, а третье – некая универсальность индивида. Все эти термины находились в плотной связи, были увлечены движением трансцендирования, которое нацелено на высшие духовные ценности, а именно истину, красоту и благо.

    Мунье Эмманюэль 

    Мунье Эмманюэль(1905-1950 гг.) французский философ, основоположник персонализма. Своё обучение философской науке проходил в университетах Гренобля и Сорбонны. Некоторое время потратил на преподавательскую деятельность в частных школах и лицее. В 1932 году именно он начал издавать журнал "Esprit", после того, как покончил со своей академической карьерой. Однако его деятельность прерывалась, потому как Мунье во время войны попал в германский плен и провёл там два года. После чего возобновил издание журнала.

    Стал организатором подпольного движения "Комбат", из-за этого был арестован в 1942 году. После окончания судебного процесса философ вынужден был жить не под своим именем до конца войны.

    Он выпускает сборник собственных статей "Персоналистская и коммунитарная революция", ещё в довоенное время, а главные его труды были опубликованы после окончания Второй мировой.

    Умер Мунье в 1950 году от инфаркта.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Навигация по статьям

    Наши социальные сети

    Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!

    Пожалуйста, убедитесь, что вводите e-mail верно
    {$ $select.selected.title $}
    Осталось указать: Вид работы Тему Почту
    Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности и принимаю условия договора публичной оферты