Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Наши социальные сети

Социальная структура: структурные элементы общества

Содержание:

    Особенности социальной структуры общества

    В качестве общего объекта всех социологических исследований выступает общество, которое, в контексте реальной человеческой жизни может существовать в качестве системы социальных отношений и взаимодействия. Люди не могут физически ощутить общество, совместно с его ролью в своей жизни вне контекста взаимодействия с окружающими, которое, в свою очередь, присутствует у каждого отдельного человека.

    Вместе с тем, обычно, социальное взаимодействие с окружающими реализуется не хаотичным образом, а имеет довольно упорядоченную структуру, что позволяет ощутить (в некоторых случаях иллюзорно) предсказуемость и контроль над собственной социальной жизнью.

    Представленная предсказуемость и выступает в качестве социальной структуры – системы человеческих взаимоотношений, которые реализуются в форме устойчивых и повторяющихся паттернов. 

    В отношении человека, социальная структура является формой его объективной реальности (что, согласно терминологии Э. Дюркгейма, является социальным фактом) – то есть, выступает в качестве реальности, которая находится вокруг него и не зависит от его ожиданий и желаний.

    При поступлении в ВУЗ, при приеме на новое рабочее место, при попадании в больницу, либо при смене места жительства, человек попадает в новую для себя социальную структуру, которая предполагает специализированный тип взаимодействия, совместно с новыми формами и традициями, для ознакомления и адаптации к которым, несомненно, необходимо приложить некоторые усилия.

    Представленные формы отношений в определенные периоды проходили этап структуризации, а также закрепления в качестве наиболее оптимальных, продолжая вместе с тем свое стабильное существование, что, однако не является гарантом их статичности, поскольку любые формы организованной социальной жизни в любом случае периодически будут модифицироваться. 

    Социальная общность

    Социальную общность можно определить в качестве реально существующей, эмпирически фиксируемой совокупности людей, которая характеризуется сравнительной целостностью и может выступать в качестве самостоятельного субъекта в исторических и социальных поведенческих паттернов. 

    Авторами представленного определения подчеркивается, что, выступая в качестве действительного объединения большого количества человек, которые принимают участие в определенных социальных действиях и осуществляют (опосредовано, либо непосредственно) некоторые формы совместной деятельности, и, тем самым, являются взаимосвязанными, социальная общность имеет ряд отличий от некоторых форм номинального общества (например, от тех, которые являются статистически констатируемыми), совместно с теми обществами, которые были смоделированы искусственно (например, в рамках лабораторных экспериментов), в которых отсутствует необходимая связь и формы взаимодействия. 

    При этом, согласно нашему мнению, общность, которая является статистически конструируемой, может быть причислена к разновидности социальной общности. Характеризуя социальные общности в качестве людской совокупности, которая объединена с помощью одного, либо нескольких общих признаков, общности могут подразделяться на реальные (те, в которых реализуется совместная деятельность) и номинальные. Так, именно реальные формы социальных общностей выступают в качестве социальных групп. 

    В контексте количественных показателей, социальные общности могут разделяться на малые, средние и большие. Малым социальным общностям присущи формы непосредственного взаимодействия между всеми его участниками и представителями. В то же время, для больших социальных общностей, личные формы взаимодействия между всеми ее участниками являются невозможными для реализации.

    По типу продолжительное существования общностей, их следует разделять на кратковременно существующие (например, зрители на каком-либо мероприятии) и существующие на протяжении длительного времени (даже веков) – к ним относят представителей конкретных народов и национальностей. По степени сплоченности, которая наблюдается у представителей общности, принято выделять сплоченный тип общности (например, трудовой коллектив) и аморфный тип общности (например, демографическая общность). 

    Помимо этого, также существуют такие типы общества, как: демографический, политический, идеологический, культурный и территориальный. 

    Определение 1

    Территориальная общность – это определенная совокупность людей, которые в одинаковой степени относятся к определенным хозяйственно освоенным территориям.

    Территориальную общность зачастую называют регионом. Их функционирование осуществляется в качестве относительно самостоятельного социального образования. Одинаковое отношение к территории, совместно с повседневным обменом определенными типами деятельности в границах данной территориальной общности опосредует специфические особенности в условиях и образе жизни людей. Например, образ жизни у горожан и селян имеет сильные различия. Как правило, территориальная общность выступает в качестве одного из условий для формирования этнической общности.

    При этом, даже в условиях утраты территориальной общности, этническая общность может продолжать существовать за счет общего языка и культуры. Высокая значимость этнической общности отмечалась еще во времена первобытнообщинного строя, хоть в некоторых отношениях она и уступала родовой организации общности. Значимость этноса особенно выражалась в периоды массового кочевничества.

    После этого, ее влияние постепенно снижалась, уступая первенство соседско-территориальным общинам, однако, возврат ее ценности произошел в эпоху развития различных национальных движений. 

    В качестве примеров различных типов социальных общностей можно привести часть из биографического произведения Герберта Вейнстока «Джонаккино Россини. Принц музыки»: 

    Пример 1

    «На протяжении двух месяцев Россини находился в Кастеназо для восстановления сил. 20 июля 1834 года он отправил письмо своему другу в Милан, которого звали Ванотти, котором содержалось следующее: «Я нахожусь за городом. Такой тип жизни мне очень подходит – настолько здесь чудесны растения, прекрасны и свет луны, и птичье пение, и журчание воды. Здесь все мне нравится…»

    В это же время, в Париже упорно распространялся слух о том, что Россини мертв. 19 июля, Эдуардом Робером было составлено письмо для своего брата, которое впоследствии было направлено в Париж, в содержании которого значилось, что он прибудет в город примерно 25 августа, а вместе с ним будут Россини и Северини, за которыми он специально заедет в Милан.

    «Россини прекрасно себя чувствует – писал он – и даже только своим присутствием сможет уличить во лжи всех тех доброжелателей, которые с такой уверенностью распространяют слухи о том, что он мертв». 

    И правда, к концу августа Россини снова был в Париже, абсолютно живой и с совершенно потрясающим состояние здоровья, что позволило ему возобновить светский образ жизни. Так, например, уже 1 сентября он был приглашенным почетным гостем и присутствовал на одном из званых приемов Бальзака. В начале 1834 года (21 марта), судом первой инстанции округа Сены было выпущено постановление о выплате для него пожизненной ренты. Правительством, 23 мая, на это судебное постановление, была подана апелляционная жалоба, после чего, апелляция была пройдена через другие суды. Итогом этих действий стало следующее: 

    1. 24 декабря 1835 года, финансовым комитетом было одобрено выполнение представленного Россини требования. Министерством финансов, на основе судебного постановления было определено, что с данного дня пенсия для него будет выплачиваться из казны, начало выплат должно реализовываться с 1 июля 1830 года, поскольку именно с этой даты Россини не получал никаких денег. Так, из-за своего напора, композитором была одержана победа, которая впоследствии послужила значительным облегчением в его жизни. 
    2. 4 сентября 1834 года, Винченцо Беллини, из Пюто, что расположен рядом с Парижем, было составлено письмо, адресованное Франческо Флоримо в Неаполь, содержание которого было следующим: «Сюда прибыл Россини.Я был принято им с большим теплом, до меня донесли, что он очень хорошего обо мне мнения… Он говорил графу Карло Пеполи, что ему нравится мой искренний характер, а моя музыка свидетельствует о том, что у меня есть чувственная глубина. Пеполи отвечал, что мои величайшим даром является способность к хорошим отзывам в отношении всех музыкантов без исключения… после этого они говорили о других вещах, с которыми Россини также был согласен».


    Понятие «социальная общность» может быть применена в том случае, когда минимум у двух человек образуется стабильная и упорядоченная форма взаимоотношений. Это служит основанием для образования групп. Следует акцентировать внимание на том, что указанное положение обладает как минимум двумя «ключевыми терминами», которые способствуют разграничению таких социологических категорий, как: «агрегат», «группа», «социальная категория» в контексте отношений, стабильности и упорядоченности в этих отношениях.

    Существование определенных отношений у двух индивидов является свидетельством наличия группы, а не категории, в рамках которой люди объединяются на основании факта наличия определенного признака: например, статус, пол, возраст, уровень образования, которые не являются условием наличия между ними взаимоотношений, совместно с самим фактом знакомства.

    В свою очередь, категорию социальных агрегатов можно определить в качестве простой совокупности индивидов, которые находятся в одном и том же месте, в одно и то же время (например, люди, которые пришли в магазин за покупками, свидетели дорожно-транспортного происшествия, зрители концертной программы), даже если они вступают в скоротечные и поверхностные формы взаимодействия. В свою очередь, для образования группы необходимы стабильные установленные взаимосвязи.

    Опиши задание

    Следовательно, социальные группы можно разделить на массовые и групповые. 

    Массовым группам присуще:

    1. ситуативные формы существования. 
    2. возможность пополнения в численности.
    3. «размытые» границы.
    4. проявляющиеся различия в составе, которому присуще размытие в демографических, региональных и этнических границах.

    В качестве примеров массовой общности можно привести участников общественно-политических течений, аудиторию средств массовой информации, болельщиков спортивных команд.

    Групповым общностям присущи следующие характеристики: 

    1. сформированная внутренняя структура.
    2. устойчивые границы.
    3. высокие показатели стабильности существования. 
    4. однородный состав (существование признаков, которые есть у всех представителей общности). 

    Разграничение в массовой общности и массовой группе является не теоретической абстракцией, оно имеет высокое значение и в прикладном аспекте, который, в частности, выражается в способности к прогнозированию человеческого поведения при определенных условиях и обстоятельствах.

    Например, соотношение системных (групповых) и грегарных (состояний толпы) показателей находит отражение в социально-психологическом споре, предметом которого является то, кто больше склонен к реализации радикальных действий – отдельный человек, или толпа: «До тех пор, пока в группе сохраняется нормативность отношений, она склонна смягчать экстремистскую настроенность отдельных своих членов, совместно с принятием более взвешенных решений. В случае же, кода доминировать начинает мнение толпы, мышление подвергается радикализму». 

    Чем можно объяснить различия в поведении человека, как субъекта групповых устойчивых отношений и человека, как «составного элемента» толпы? Ответ на данный вопрос содержится уже в особенностях его формулировки: в случае, если человек идентифицирует себя в качестве отдельного социального элемента – члена социальной группы, он не только ощущает собственную к ней принадлежность, но также и ощущет собственную «субъектность» (наличие чувства «субъектности» обуславливает помимо активности также и наличие индивидуальной ответственности за собственные действия); в свою очередь, идентифицируя себя в качестве части толпы, человек перестает идентифицировать себя с остальными, у него не происходит выработки чувства «Мы», в результате чего, осознание индивидуальной ответственности отходит «на второй план» и подавляется ощущением размытых рамок ответственности, поскольку люди ощущают себя в качестве анонимов что, в свою очередь, порождает ощущение собственной безнаказанности. 

    Представленные формы размытости чувства индивидуальной ответственности является частым явлением, которое присуще жителям больших городов: люди, которые спешат по улицам большого города могут совершать те поступки, которые никогда бы не позволили себе сделать, если бы они находились под наблюдением субъективно значимых для себя людей.

    Американским исследователем Филипом Зимбардо было выдвинуто предположение о том, что обезличенность людей в больших городах сама по себе является гарантом анонимности и предполагает появление поведенческих паттернов, которые способствуют проявлению вандализма.

    Для того подтверждения собственной гипотезы он оставил две машины с поднятым капотом на разных улицах: одну – в кампусе университета Нью-Йорка, расположенного в Бронксе, а другую – рядом с кампусом Стэндфортского университета, в маленьком городе Пало-Альто. В Нью-Йорке первые «нарушители» были обнаружены уже спустя десять минут после начала эксперимента – они украли радиатор и аккумулятор.

    Спустя три дня было зафиксировано 23 эпизода вандализма и краж (которые совершались людьми, не являющимися бедняками по всем признакам), а автомобиль превратился в гору металлолома. На контрасте с этим эпизодом, машину, находящуюся в Пало-Альто тронули лишь один раз – и то, это был человек, который закрыл капот автомобиля, так как появились признаки начала дождя. 

    Анонимность является основой возникновения «деиндивидуализации» -- состояния, при котором чувство самосознания снижается, совместно с понижением беспокойства касательно социальных оценкой и снижения внутренних рамок поведения, которые удерживают человека от нарушений в поведенческих нормах. 

    В качестве средства упразднения неблагоприятного влияния явления деиндивидуализации, организаторам масштабных массовых событий рекомендуют применять специализированные средства, которые способствуют возвращению людям собственной «субъектности», и, следовательно, социальной ответственности. 

    Замечание 2

    Крупным отечественным специалистом в области психологии стихийных массовых форм поведения, А. П. Назаретяном, рекомендуется в местах массовых скоплениях людей размещать камеры наблюдения, которые были бы заметными для граждан, а в идеале, также в этих местах следует размещать экраны, на которых будут транслироваться записи с этих камер.

    Можно также размещать специализированные группы телеоператоров, которые, реализуя свои демонстративные действия, во многом будут способствовать возвращению человеческой личностной идентичности, совместно со снижением коллективного эффекта в контексте поведения в толпе.

    При этом, А. П. Назаретян, в качестве примера приводит элемент из произведения И. Ильфа и Е. Петрова, в котором Остап Бендер спасает Паниковского, которого избивают на улиц:

    «Когда великий комбинатор появился на месте происшествия… вокруг Паниковского собралась огромная толпа, которая перегородила всю улицу. Машины, упершись в человеческую стену, непрерывно сигналили в нетерпении. В окнах амбулатории прослеживалось многообразие санитарок в белых халатах. Собаки бегали вокруг, виляя своими изогнутыми хвостами. Фонтан в городском саду перестал работать. Уверенно вздохнув, Бендер стал протискиваться через толпу. 

    - Простите, восклицал он, - извините, ради Бога! Пардон, мадам, это не ваш талон на повидло валяется в углу улицы? Спешите скорее, пока его еще можно найти там. Вы, мужчины! Пропустите специалистов! Да пусти же ты, меня, лишенец! 

    Используя в данном случае метод пряника и кнута, Остап достиг центра, в котором находился несчастный Паниковский. К данному моменту, с помощью освещения одного уха, принадлежащего нарушителю конвенции возможно было бы проводить работы фотографии. Увидав комбинатора, Паниковский с жалобным видом насупился. 

    – Это он? – строго задал вопрос Бендер, толкая при этом в спину Паникосвкого.

    – Да, это он, – с радостью подтвердили люди из толпы. – Мы все видели своими глазами!
    Остап, призывая людей сохранять спокойствие, достал из кармана блокнот, и, глядя на Паниаковского, властным голосом сказал: 

    – Прошу очевидцев указать свои адреса и фамилии. Очевидцы, диктуйте по очереди!

    Очевидным было бы, что люди, которые так стремились поймать Паниковского и проявляли такую активность незамедлительно предоставят все данные, чтобы с помощью своих показаний доказать виновность правонарушителя. Однако, услышав слово «оцевидцы», толпа как-то поскучнела, начала глупо суетиться и пятиться назад. В толпе начали образовываться воронки и пустоты, толпа редела на глазах. 

    – Очевидцы, вы где? – повторил свой вопрос Бендер. Толпа подверглась панике. Очевидцы, размахивая локтями, спешили убраться подальше, и, через минуту улица опустела и приняла свой будничный вид. Машины тронулись с мест, окна амбулатории опустели, собаки начали пристально изучать основания труб тротуаров, в городском саду, с шумом снова начала возвышаться фонтанная струя. 

    Следует, однако, вернуться к типам социальных образований, которые имеют устойчивую структуру. Для этого, прежде всего необходимо определить список социологических терминов, которые используются в случае описания социальных структур, среди них: «социальный институт», «социальная организация», и, категории, которые уже были частично описаны: «социальная группа» и «социальная общность». 

    Социальный институт – это общность всех социальных отношений, которые существуют в контексте всех социальных учреждений, где людей наделяют нормативными полномочиями и общественными положениями, которые необходимы для реализации общественных запросов. 

    Социальная организация – это вторичный тип групп, члены которой реализуют совместные виды деятельности, необходимые для достижения общих целей. Представленные организации могут быть и формальными, и неформальными. Например, партии являются примером формальных организаций, в свою очередь, объединения людей по интересам (кружки, клубы), являются примером неформальных организаций. 

    Социальная группа – это общность, состоящая из субъектов, которые регулярно взаимодействуют между собой, которые при этом также объединены одним, либо несколькими социальными признаками, которые, при этом, выполняют определенные социальные общественные функции.

    Людям, объединенным в социальную группу, свойственно осознание причастности к ней – то есть они идентифицируют других и самоидентифицируются в качестве групповых представителей. Принято выделять первичные и вторичные типы социальных групп. В первичных группах основу взаимодействия составляют межличностные контакты, тогда как во вторичных группах происходит актуализация социальных ролей между взаимодействующими индивидами. 

    Замечание 1

    В рамках социальных общностей также происходит объединение индивидов в контексте одного, либо нескольких признаков, однако в данном случае именно наличие этих признаков, влияющих на условия жизнедеятельности, является необязательным для определения места человека в группе. Так, студенчество можно назвать социальной группой, в то время как сторонники определенных видов идеологии относятся к социальным общностям. 

    Соотношение понятий «социальный институт», «социальная организация», «социальная группа» и «социальная общность» представлено в таблице, расположенной ниже: 

    Социальный институт    Социальная организация Социальная группа    Социальная общность
         
    Политический институт 
    Партия, общественно-политическая организация Депутат, группа власти  Избиратель, сторонник определенной политической идеологии
    Образовательный институт Общеобразовательная школа, ВУЗ, колледж Ученик школы, студент Молодежная субкультура
    Религиозный институт Церковь, секта  Священнослужитель  Приверженец конкретного религиозного мировоззрения, прихожанин
    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Навигация по статьям

    Наши социальные сети

    Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!

    Ваш email уже зарегистрирован. Чтобы оформить заявку, пожалуйста, авторизуйтесь в личном кабинете.
    Пожалуйста, убедитесь, что вводите e-mail верно
    {$ $select.selected.title $}
    Осталось указать: Вид работы Тему Почту
    Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности
    и принимаю условия договора публичной оферты