Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Что лежит в основе понятия субкультура

Содержание:

Определение понятия субкультура

При рассмотрении понятия субкультуры стоит обратиться к словарю С. И. Ожегова, в котором указано, что «суб» является первой частью сложных слов со значением:

  • который находится под чем-то или около чего-то;
  • подчиненный чем-либо;
  • не основной и не главный.

Исходя из этого, в том числе, можно сказать, что понятие субкультуры возникло с целью обозначения состояния расколовшегося под воздействием супер индустриальной революции общества. Есть множество процессов, которые оказали влияние на появление субкультур. Выделим 3 основные:

  1. Новое общество стало довольно интенсивно формировать массовое сознание, которое характеризовалось усредненностью и нивелировкой вкусов и потребностей. Под влиянием рекламной индустрии люди стали группироваться вокруг определенных стандартов, количество которых постоянно возрастало.
  2. Диверсификация как следствие супер индустриального развития. Происходит увеличение разнообразия культурных форм и социальных структур.
  3. Процессы отчуждения людей от результатов труда, рост чувства одиночества среди толпы в мегаполисах, уменьшение роли и ценности семейных отношений. Как результат — потребность в объединении не в рамках всей культуры с ее абстрагированным характером, а отдельного ее сегмента или части, которые ограничиваются видимыми человеку рамками.

Но для того, чтобы понять, с кем стоит объединяться, человеку нужно вначале себя идентифицировать. Таким образом шло приготовление почвы для субкультурного взрыва.

Г. Хофстед при определении культуры как коллективного программирования сознания описывал такие ее свойства (распространяющиеся и на субкультуру):

  • обучение культуре происходит бессознательно, закладывание базовых ценностей происходит в возрасте до 10 лет;
  • передача культуры происходит посредством символов;
  • она отличается динамичностью несмотря на медленные глубинные процессы;
  • культуре свойственна избирательность. В нее входят явления, образы, позволяющие сделать мир общим для представителей различных культур;
  • для нее свойственная тенденция к этноцентризму или указанию на ценность каждой группы как ценность всех.

Согласно ученому, существуют параметры, по которым субкультуры исследуются. Это параметры:

  • индивидуализм или коллективизм;
  • дистанция власти;
  • терпимость к неопределенности;
  • степень социальной дифференциации иолов;
  • взаимоотношение с группой.

Выбор людей определенной субкультуры связан с необходимостью себя индивидуализировать. Существует множество критериев возникновения субкультур: возрастные, профессиональные, тендерные, территориальные, досуговые, этнические.

Субкультуры могут выделяться и внутри профессиональных сообществ, поскольку в таких сообществах имеется большое количество фрагментов. В качестве примера можно привести научное сообщество, в котором группировка ученых происходит в соответствии с различными направлениями дифференцировавшегося знания.

Э. Тоффлер как пример приводит Уолл-Стрит, которая считалась Белой Англо-саксонской Протестантской субкультурой. Ее представители ходили в одни и те же школы, были членами одних и тех же клубов, занимались одинаковыми видами спорта (теннис, гольф, сквош), были прихожанами в одной церкви (пресвитерианская и епископальная), отдавали голоса за одну и ту же партию (республиканцев).

Сегодня можно говорить об изменении ситуации, однако молодежь в бизнесе все еще зажата в тиски выбором субкультурного членства. Невзирая на частоту встречаемости в сфере финансов греческих, еврейских и китайских имен, в ней есть некоторый стиль жизни с высшей ценностью в виде безусловного отличия от других.

Люди могут объединяться в субкультуру благодаря спортивным занятиям, увлеченности компьютерными играми. Возникновение субкультур может быть вариантом ответа на фрагментацию общества по принципу сексуально-семейных отношений — это субкультуры, в основе которых лежит супружеский статус. Такое характерно в большей степени для западного общества, но иногда встречается и в России. К примеру, «мир прежде женатых» — субкультура, в которой есть свои механизмы совместного существования, модели регулирования раздельной жизни или жизни в разводе.

Появляются субкультуры чаще в мегаполисах. Самый яркий пример — хиппи, которая начиналась с того, что в середине 50-х годов прошлого века на побережье Калифорнии собралась группа писателей, художников и богемы. Их стали называть «битниками». Для них было характерно: прославление нищеты (сандалии, лачуги, джинсы), любовь к негритянскому джазу и жаргону, увлечение восточным мистицизмом и антагонизм в отношении технологического общества. Вначале это была небольшая секта, но все изменилось с появлением лизергиновой кислоты или ЛСД. Так появилась большая группа и движение хиппи расширилась до невероятных масштабов, ее представители были даже в СССР в начале-середине 80-х.

С ростом скорости социокультурных изменений такие субкультуры, в основе которых лежит возраст, быстро уходят, а на их место приходят новые.

Этнические субкультуры считаются более устойчивыми. Многие ученые считают, что этнические субкультуры появляются в связи с усилением миграционных процессов, перемещения людей из привычных культурных ареалов в новые. Тем не менее полиэтничность связана с различными проблемами — социальными, культурными, политическими. Это наглядно видно на ситуации конца 20 — начала 21 века на территории европейских государств. Их этническая структура существенно изменилась — в большей степени из-за арабского населения.

Однако проблемы кроются не в самом этническом разнообразии. Оно, наоборот, является дополнительным стимулом для обогащения культуры. Проблемы появляются, когда происходит политизация этничности. Происходит провокация геноцида, ксенофобии, конфликтности, сепаратистских движений. Среди причин — борьба за власть, перераспределение разного рода ресурсов, отстаивание определенных культурных ценностей. Это является стимулом образования субкультурных объединений, где люди обретают поддержку и защиту, а также индивидуализированное культурное бытие.

Понятие маргинальности

Но не всегда человек может найти и занять нишу в социокультурной структуре, в которой ему было бы социально комфортно. Речь идет о маргинальности.

В переводе с латинского маргинальность обозначает край или границу. Первым, кто использовал это понятие, был Р. Парк — речь идет о работе «Миграция и маргинальный человек» 1940 года. После того как появилась монография Э. Стоунквиста «Маргинальный человек», это понятие окончательно вошло в научную среду и обогатилось посредством изучения разных проблем, связанных с анализом пограничного положения личности в отношении определенной социальной группы.

Культурная маргинальность основана на рассогласованности ценностей разных культур, которыми руководствуются индивиды одновременно (в связи с разными обстоятельствами). Такие обстоятельства могут быть связаны с миграцией, изменением культурного окружения (переездом из страны в страну, из одного села в другое), с резкими изменениями внутри культурного поля (изменение социально-политического, экономического устройства в рамках модернизации общества). Изменения вынуждают человека выйти за пределы общества, усложняют его профессиональную самореализацию и повседневную жизнь. Человек начинает заново искать себе место в социальной структуре, которая формируется как результат появления новых социальных групп и/или изменения их статуса. Он также начинает по-новому определять себя в новой иерархии ценностей и другой системе взаимодействия.

В представлении обычного человека маргиналии — это люди, которые опустились, алкоголики и бомжи. Но это не совсем так. Можно рассмотреть варианты следствий маргинализации индивидов, которые выражаются понятиями асоциального и антисоциального.

Формирование девиантных групп с уголовно-криминальной субкультурой — это и правда один из вариантов (крайних). Но они могут отличаться и этническим характером. Однако на практике доминирующая причина такого объединения — не столько этничность, сколько «окраинное» в отношении доминирующей социокультурной общности положение и стремление к статусу (имущественному) любым, даже преступным путем.

Еще один вариант негативной легитимизации — появление контркультуры как протестной, альтернативной в отношении к общепринятой, стандартной и официальной культуре. Она представляет собой опыт экспериментирования в свободном культурном пространстве, которое не связано с идеологическими, конфессиональными, национальными или возрастными границами. Речь идет о негативной легитимизации маргинальности, поскольку главная тема здесь — протест в отношении доминирующей системе ценностей.

Если есть причины, по которым человек не может достичь культурной самоидентификации в рамках традиционной и привычной для него форме, то появляются новые культурные образцы. Они собираются из разнопланового материала, принадлежащего разным культурам. Как результат — формирование новых стилей в художественном творчестве (М. Шагал, В. Кандинский, К. Малевич), появляются специфические концепции в философии (Ф. Ницше, З. Фрейд, С. Кьеркегор, Г. Маркузе), а также литературные тексты (Г. Гессе, Ф. Кафка).

Нынешняя социокультурная ситуация со свойственным ей смещением понятий ядра и периферии культуры, мозаичным по А. Молю принципом обустройства культурного поля, а также иными возможностями индивидуального пересечения границ, способствует расширению диапазона приемлемости норм, ценностей и образцов культуры.

Навигация по статьям

Выполненные работы по социологии
  • Социология

    Нужно законспектировать книгу

    • Вид работы:

      Конспект

    • Выполнена:

      25 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 900 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    Тема система долговременного ухода в социальном обслуживании лиц пожилого возраста и инвалидов презантация

    • Вид работы:

      Курсовая

    • Выполнена:

      21 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      3 800 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    Паремии европейского севера России

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      19 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 900 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

    • Вид работы:

      Дистанционный экзамен, онлайн-тест

    • Выполнена:

      19 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      2 700 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    Развитие социалистических организаций и политических партий в современной России причины и возможные последствия

    • Вид работы:

      Научная статья

    • Выполнена:

      17 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      2 100 руб

    Заказать такую же работу
  • Социология

    Тема влияние светового загрязнения на сон человека

    • Вид работы:

      Школьный проект

    • Выполнена:

      11 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 900 руб

    Заказать такую же работу