Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Наши социальные сети

Особенности древнерусских хронографов и летописей

Содержание:

    Особенности хронографов

    Хронографы, хронографические произведения в отечественных нарративных работах трактуются в качестве летописных произведений, которые посвящены освещением событий всемирной истории, в некоторых случаях дополняемых событиями их русской истории, но в некоторых случаях без упоминаний о событиях и делах России.

    Большая часть событий в хронографе было изложено исходя из событий, написанных в Ветхом Завете, исходя из чего, события в хронографе весьма схожи с событиями из библейских книг. Так как в средневековые времена, на территории России, вплоть до конца XV века, сведений о библии, как о едином своде библейских летописей не содержалось, то благодаря текстам из хронологий люди могли ознакомиться как с информацией о событиях из древнейшей истории, так и с сутью содержания Ветхого Завета. 

    Замечание 1

    Вся совокупность хронографических произведений разделена на хронику и хронограф. Хронику принято трактовать, как сочинение авторов из Византии, которые с течение времени были переведены на церковно-славянский язык. Хронографы, в свою очередь, это компиляции, которые составлялись в России. Исходя из этого, различия в этих двух категориях носят лишь формальный характер. 

    Византийские хроники на территории Руси стали распространяться еще в XI веке. Так, хроника, составленная Георгием Амартолом (в 846 – 847 годах), совместно с хроникой, составленной Иоанном Малалом (в IV) веке выступали в качестве образца истерических повествований для летописцев, живущих на Руси.

    Помимо обширной греческой хроники, древнерусские читатели были знакомы с видом малой хроники. Одной из них, «Летописец вскоре», которая была написана патриархом Никифором, было получено весьма широкое распространение благодаря записям, которые хранила в себе древнерусская письменность.

    Написанная в IX веке, эта хронографическая лента, под авторством Константинопольского патриарха Никифора, являлась перечнем величайших имён и представителей римских, библейских и византийских императоров и патриархов, совместно с хронологическими последовательностями событий, со указанием дат, периодов управления ключевых событий, которые происходили во времена правления конкретных императоров. Последовательное изложение событий доходит до 829-го года –периода, когда патриарх Никифор погиб.

    В период 17-го века, культурная связь России и греческого мира значительно и стремительно развивалась. В результате начали появляться русские интерпретации новой греческой    хроники, которая была составлена уже в период 16-го 17-го веков. Такой является хроника Маифея Кигады и Дорофея Монемвайского, которые были написаны на новом греческом языке, а в 17-м веке были переведены.

    Ещё в период домонгольских времён, опираясь на греческие хроники и их перевод, русскими книжниками начали составляться собственные версии – интерпретации событий из мировой истории. Иногда в них включались события России. Одной из самых ранних хронографических компиляций, которая была составлена на Руси является Хронограф, который был составлен благодаря великим изложениям.

    Традиционное составление этих интерпретаций было завершено в период 1520-х годов, когда был составлен русский хронограф, благодаря которому история России начала вписываться в события мировой истории.
    Первая редакция русского хронографа называется «Хронограф» 1512-го года.

    Замечание 2

    .В первой редакции русского хронографа было написано 280 глав. Глава 161 «О отложении мяса иноком», которая посвящалась вопросам монашеских постов, то есть тому, в какой период монахами было прекращено употребление в пищу мяса, также были проведены расчёты, вплоть до современных времён – до момента, когда был составлен хронограф. При реализации расчётов, можно обнаружить, что датой первого русского Хронографа является 1512-й год.

    Несмотря на это, существует мнение, что на самом деле, первая редакция данного документа было сделана позже – в период 1516-х – 1522-х годах. Вместе с тем, местом создания данного документа является Иосифов Волоколамский монастырь, который в 16-м веке был признан основным центром исторической книжности для государства Московского.

    В качестве даты создания одного из самых ранних списков в Хронографе принято считать записи от 1538 года, которые были сделаны на заказ старцем, который жил во Волоколамском монастыре – имеется ввиду книжник Досифей Топорков, которого считают составителем, либо инициатором создания данного документа.

    Опиши задание

    Основу русского хронографа составляет множество источников: библейские издания, Летописца Римского и Летописца Еллинского, Хронику Константина Манасии, совместно с Паралипоменоном Зонары, «Историю Иудейской войны», составленную Иосифом Флавием, житие Иоанна Предтечи, совместно с сербскими и болгарскими святыми.

    Российская история излагалась в летописи, которая была очень близка с летописью Симеоновской, а также с Сокрещенным летописным сводом 1495 года. Хроника заканчивается тем, что турками в 1453 году был завоеван Константинополь. Так, первое издание русского хронографа является завершенным произведением, в котором повествуется о событиях всемирной истории, со начала созданию мира и до того, как пала Византия. По прошествии времени эта информация подвергалась значительным модификациям.

    Редакции хронографов и летописей

    В качестве самых известных редакций русского хронографа принято выделять следующие:

    1. Редакцию 1512 года.
    2. Западнорусскую редакцию.
    3. Пространную редакцию, имеющую две разновидности – редакцию от 1599 и от 1601 годов. 
    4. Редакция 1617 года, которая считается основной. 
    5. Редакция от 1617 года – которая очень распространена.
    6. Редакция от 1620 года, которая имеет три разновидности. 

    Вместе с тем, историками определяются хронографы, в которых есть особое содержание, заключающееся в соединении русской и мировой истории, что было создано на основе редакция русского хронографа, при этом, события на Руси не являются в нём определяющими.

    В качестве наиболее известного хронографа с особым содержанием принято выделять хронограф, составленного астраханским архиепископом Пахомией, а также хронограф, составленный Сергеем Кубасовым, совместно с Хронографом, состоящим из 410-ти глав.

    Хронограф Астраханского архиепископа

    Хронограф, который составил архиепископом Пахомией, был приведён в окончательный вид в1650-м году. Согласно Пахомию, в период 1649 года у него появились намерение написать это произведение, для чего, на протяжении года им составлялись выписки из разных исторических данных, после чего было поручено привести всё это в единый текст, что сделал иеромонах Мисаил.

    В этом Хронографе содержится две части. В первой части, которая состоит из семи разделов события посвящены всемирной истории, и оканчивается тем, что в 1453-м году пал Константинополь. В качестве основных источников данной работы стал хронограф, который был составлен в 1617-м году, совместно со сказанием Ивана Пересветова, в котором было рассказано о том как пал Царьград.

    Во второй части рассказываются события русской истории в диапазоне сад древних времён И заканчивая 17-м веком. В её основу легла информация, которая содержалась в Степенной книге, и в хронографе 1617-го и 1620-го годов.

    Замечание 3

    Согласно мнению исследователей, происшествия 169-х – 1650-х годов были описаны непосредственно архиепископом Пахомией, который озвучивал свое мнение вот отношений событий, произошедших после смутного времени. Например, в качестве виновника поражения в русско-польской войне он видит патриарха Филарета.

    Хронограф Сергея Кубасова

    Хронограф Сергея Кубасова (который был сыном тобольского боярина – автора произведений XVII века), насчитывает три части. В первой части, которой является непосредственно хронографической, события основаны на информации, которая изложены в Хронографе 1512-го года. 

    Во второй части – летописной, содержится информация о событиях русской истории с древнейших времён до 1492-го года. Эта часть повествует читателям ой серии уникальных событий России 15-го века, которые относятся к борьбе за власть, которая осуществлялась между сыном Ивана III – Василием (который воследствии станет великим князем) и внуком – Дмитрием. 

    В третьей части данного документа содержится рассказ И. Н. Катырева-Ростовского, который описывает Смутное время. В. К. Зибаровым было доказано, что все части этого Хрогонографа были созданы еще в первой части XVII века. Таким образом, Кубасов является компилятором.

    Замечание 4

    Вместе с тем, в качестве особого хронографа необходимо выделить хронограф, состоящий из 410-ти глав. Согласно информации, которая там содержится, история России там излагается по степеням, идентичным степеням Степной книги, которая выступает в качестве одного из важнейших первоисточников о данных событиях истории России.

    Следует отметить, что таких хронографов, с особым составом, существует гораздо больше, чем представлено в научных источниках. При этом, они до сих пор являются неоцененными и до конца не изученными и, как следствие – малознакомыми.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Навигация по статьям

    Наши социальные сети

    Не получается написать работу самому?

    Доверь это кандидату наук!

    Ваш email уже зарегистрирован. Чтобы оформить заявку, пожалуйста, авторизуйтесь в личном кабинете.
    Пожалуйста, убедитесь, что вводите e-mail верно
    {$ $select.selected.title $}
    Осталось указать: Вид работы Тему Почту
    Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности
    и принимаю условия договора публичной оферты