Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Теория смежного права как вид работы с авторским правом, его объекты

Содержание:

Понятие смежного права

Данный вид результата интеллектуальной деятельности напрямую взаимосвязан с работами авторского права, которые в дальнейшей деятельности используют, видоизменяют либо совершают над ними какие-либо манипуляции. Возникающие отношения соседствуют с авторскими, то есть напрямую связаны с ранее сформированными объектами авторского права. По данной причине регистрации объектов смежных права или соблюдения каких-либо иных формальности не требуются.

Если при создании любых объектов авторского права у автора появляются и имущественные, и индивидуальные неимущественные права, то для объектов смежных прав индивидуальные неимущественные права свойственны вовсе не во всех случаях.

Законодательство Российской Федерации о смежных правах не предусматривает обязательного проставления знака охраны смежных прав на объектах этого права. Невзирая на это, правообладатель смежных прав имеет право пользоваться знаком охраны смежных прав для уведомления третьих лиц о своих правах и предупреждения их нарушения.

Замечание 1

Отсутствующий знак охраны не лишает обладателя смежного права возможностей его защиты, опираясь на законодательство РФ. Но тогда, когда юридический факт был зафиксирован в государстве, которое является участником Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 года, то осуществление мер по защите права в случае отсутствия знака охраны будет затруднено. 

Это напрямую связано это с тем, что согласно данной Конвенции необходима реализация ряда определенных формальностей, при которых осуществляется охрана интересов изготовителей фонограмм. Так, все разрешенные копии фонограммы, которые распространены среди людей, либо их внешняя упаковка должны подтвердить наличие всех трех элементов знака охраны. В том случае, когда копия либо упаковка не обозначают изготовителя, его правопреемника либо хозяина лицензии посредством упоминания его фамилии, марки или иного соответствующего обозначения, то надпись должна также включить фамилию производителя, его правопреемника либо хозяина исключительной лицензии (согласно статье №5 Конвенции).

В связи с этим, указание знака охраны является желательным в случае, если объект был предназначен для распространения не только на территории Российской Федерации, так как из-за международных соглашений в странах, где для возникновения прав существуют определенные формальности (депонирование экземпляров, регистрация и так далее), они считаются выполненными иностранными авторами (иными субъектами), если указан знак охраны. Относительно передачи вещательных компаний какого-либо знака охраны не предусмотрено.

Объекты смежного права

По Гражданскому кодексу определены такие объекты смежных прав:

  • Базы данных в сфере их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования тех материалов, которые составляют их содержание.

Имеет место запрет на неправомерное извлечение, а также использование материалов, которые содержатся в базе данных для формирования какой-либо иной базы с данными. Субъект, который правомерно получил право на использование материалов базы с данными, способен сформировать похожую базу, однако, ее структура и создание должны стать итогом самостоятельной творческой деятельности ее производителя. По статье 1334 Гражданского кодекса РФ исключительное право изготовителя базы данных может быть признано и действовать вне зависимости от присутствия и действия авторских и других исключительных прав, и самого производителя базы с данными, и иных лиц.

Производителю базы с данными принадлежит перечень следующих прав: 

  1. исключительное право изготовителя базы с данными; 
  2. право пометки экземпляров базы данных и (или) их упаковок своим именем либо наименованием (личное неимущественное право).

Исключительное право изготовителя базы с данными предполагает возможность извлечения из базы данных материалов и осуществление их последующего использования в любой форме и любым способом. Никто не имеет права извлекать из базы с данными материалы и заниматься их последующим использованием без ведома правообладателя.

Замечание 2

Исключением из этого правила обладают лишь те лица, которые правомерно используют базу с данными и получили данное право по законодательству (например, купили экземпляр базы данных или получили его по наследству). Такие лица имеют права без разрешения правообладателя доставать из базы с данными материалы и пользоваться ими, но стоит сделать акцент на том, что данные действия могут быть осуществимы лишь с личными, научными, образовательными либо иными некоммерческими целями. Объему такого извлечения следует соответствовать указанными целями, и лишь в той мере, в которой такие действия не приводят к нарушению авторских прав производителя базы данных и иных лиц.

Существует ещё одно правило: если материалы, которые были извлечены из базы данных, эксплуатируются способом, подразумевающим получение разрешения на использование их неограниченным кругом лиц, например, посредством сети Интернет, данному использованию стоит сопровождаться указанием на базу данных, из которой были извлечены данные материалы.

Определение 1

Извлечение материалов – это процесс переноса всего содержимого базы с данными либо значительной части ее материалов на иной носитель информации посредством любых технических средств и в любой форме.

Исключительное право производителя базы с данными отличается от исключительных прав на другие объекты смежных прав тем, что является действующим в течение 15 лет, а их счет стартует с 1 января года, который следует за годом ее формирования.

Замечание 3

Базу данных можно считать готовой с точки окончания ее разработки и получения коммерческого продукта, который выпускается на рынок.

  • Научные труды, произведения литературы и искусства, которые были обнародованы после того, как они стали общественным достоянием.
Определение 2

Публикатор – это гражданин, который правомерно обнародовал либо организовал обнародование произведения, ранее не обнародованное и не ставшее достоянием общественности согласно статье № 1282 Гражданского кодекса РФ или находящееся в достоянии общество в результате его неохраноспособности в соотвествии норм авторского права. Важным считает то, чтобы произведения, которые были преданы обнародованию публикатором согласно статье № 1259 Гражданского кодекса РФ, были признаны охраноспособными.

Публикатор наделён следующими правами:

  1. исключительное право на опубликованный им труд;
  2. право на размещение своего имени на экземплярах опубликованного труда и в иных случаях его использования, например, при осуществлении перевода на другой язык либо иной переработке данного произведения.
Пример 1

Имя публикатора можно помещать на экземпляр опубликованного им произведения. Право на размещение своего имени может быть реализовано публикатором и в других вариациях эксплуатации данного труда, например, во время его переработки, в том числе переводе на другой язык.

Исключительное право публикующего на обнародованное им произведение – это право давать разрешение либо производить использование произведения (например, его перевод, видоизменение). Во время опубликования произведения после смерти его создателя, публикующий должен принимать во внимание волю последнего, которая, как правило, выражена им в письменной форме, например, завещание, письма, личный дневник и так далее.

Для того, чтобы признать исключительное право публикатора на опубликованное им произведение, не отыгрывает роли факт его обнародования с переводом либо в форме другой трансформации, так как ключевое место отводится самому факту опубликования. В случае, когда публикатор дополнительно к обнародованию еще и осуществил перевод произведения - авторские права будут признаны и закреплены за автором совершенного перевода вне зависимости от признания прав публикующего.

Правообладатель вправе использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Публикатор во время срока действия своего исключительного права на произведение имеет правомочия для разрешения вносить в произведение изменения, сокращения либо дополнения с условием, что это не приведет к искажению замысла автора, к нарушению целостности восприятия произведения, и это не вызывает противоречия воле автора, которая в той или иной форме им была выражена.

Исключительное право публикатора получает распространение на произведения:

  • обнародованные на территории Российской Федерации, вне зависимости от гражданства публикующего;
  • обнародованные за границами территории Российской Федерации ее гражданином;
  • обнародованные за границами территории Российской Федерации иностранным гражданином либо человеком без определенного гражданства.
Замечание 4

Этот пункт будет выполнен при условиях, что законодательство иной страны, в которой обнародован данный труд, гарантирует на своей территории охрану исключительного права публикатора, который является гражданином РФ. Данный принцип получил в международном частном праве определение принципа взаимности;

  • в любых других случаях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Исключительное право публикатора на произведение будет прекращено досрочно в судебном порядке посредством иска заинтересованного лица, в случае нарушения требований Гражданского кодекса РФ в отношении охраны авторства, имени автора либо неприкосновенности произведения. (статья № 1342 Гражданского кодекса РФ).

  • Исполнение. Смежное право также охватывает исполнение музыкального произведения и возникает в данном случае у исполнителя. Согласно статье № 1317 Гражданского кодекса РФ, исполнитель по общему правилу имеет право решать, подвергнется ли изготовленная запись распространению, и, в случае положительного решения, будет определено кем, в каком виде, в течение каких временных рамок и на какой площади/территории.

Права исполнителя признаны и действуют вне зависимости от наличия и работы авторских прав на исполняемое произведение. Но в случае исполнения без согласования с авторами музыкального произведения, претворить в жизнь появившиеся у исполнителя интеллектуальные права он не может.

Замечание 5

Исполнитель обладает интеллектуальными правами, к которым стоит отнести: исключительное право на исполнение и личные неимущественные права, например, право авторства; право на имя; право на неприкосновенность исполнения.

Исключительное право на исполнение подразумевает право использования исполнения либо постановки в любом виде, право реализовывать либо давать разрешение на осуществление действий, которые предусмотрены в пункте 2 статьи № 1317 Гражданского кодекса РФ, а также получение вознаграждения за каждый из видов использования. Эти права возможно передать согласно договорным отношениям другим людям либо по праву наследования.

Исключительное право на исполнение не охватывает воспроизведение, сообщения в эфир либо с помощью кабеля и прилюдное исполнение записи исполнения в тех случаях, когда данная запись была сделана при согласии исполнителя, а ее воспроизведение, сообщения в эфир с помощью кабеля, а также прилюдное исполнение было осуществлено в тех же целях, для которых было организовано получение согласия исполнителя при осуществлении записи его исполнения.

Во время заключения с исполнителем договорных отношений о создании аудиовизуального произведения подразумевается согласие исполнителя на дальнейшее использование его произведения в составе аудиовизуального произведения. Согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, которое зафиксировано в аудиовизуальном произведении, подразумевает прямую формулировку в договоре.

Замечание 6

При использовании исполнения человеком, который не является его исполнителем, реализовывать свои права он должен, лишь соблюдая права авторов исполняемых произведений.

После истечения срока действия исключительного права на исполнение данное право будет у общественного достояния.

  • Фонограмма – это запись звукового исполнения иных звуков, их отображений (статья № 1322 ГК РФ), исключая звуковую запись, которая включена в аудиовизуальное произведение. Если не будут обнаружены доказательства, то изготовителем фонограммы считается человек, имя либо наименование которого указано стандартным образом на экземпляре фонограммы и (или) его внешней упаковке.

В этом случае смежное право заключается в том, что фонограмма возникает из-за записи произведенного ранее музыкального произведения.

Оригинальность не считается условием охраноспособности фонограммы, ее видоизменение также не всегда должно быть результатом творчества, а может состоять лишь из внесения банальных технических трансформаций изначальное звучание записи (удаление либо уменьшение шумов, добавление спецэффектов и так далее).

Если человек, правомерно подверг изменениям фонограмму, то он получает на нее смежное право.

Фонограмма находится под охраной на территории Российской Федерации в ряде случав:

  1. она не стала общественным достоянием в государстве своего происхождения;
  2. она не стала общественным достоянием в Российской Федерации, при соблюдении условия, что Российская Федерация и государство места происхождения принимают участие в международном договоре, который предусматривает взаимную охрану фонограмм (пункт 3 статья № 1304 ГК РФ).

Автор фонограммы реализует свои права, соблюдая права создателей произведений и прав исполнителей. Права создателя фонограммы, как правило, признаются и работают вне зависимости от присутствия и действия авторских и исполнительских прав.

Неимущественное право производителя фонограммы на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования и право на защиту фонограммы от изменения работают и находятся под охраной во время всей жизни человека или до ликвидации юридического лица, которое является создателем данной фонограммы.

Изготовитель фонограммы обладает правом ее использования в любом виде, в том числе включает право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

Исключительное право на использование фонограммы - это право реализовывать либо давать разрешение на реализацию таких действий:

  • прилюдное исполнение, то есть любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного доступа людей, или в месте, где отмечено присутствие значительного числа лиц, которые не принадлежат к обычному кругу семьи, вне зависимости от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в ином месте в одно время с ее сообщением;

Задумываясь над вопросами о круге семьи, нужно заострять внимание на связи субъектов посредством родственных отношений и личных связей, периодов общения, характера взаимоотношений и других значимых обстоятельств.

  • сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего ознакомления с помощью ее трансляции по радио либо телевидению (в том числе посредством ретрансляции), исключая сообщения по кабелю.
Определение 3

Сообщение - это любое действие, с помощью которого фонограмма является доступной для слухового восприятия вне зависимости от ее фактического восприятия людьми. При сообщении фонограммы в эфир посредством спутника под сообщением в эфир понимается прием сигналов со станции на земле на спутник и передача сигналов со спутника, с помощью которых фонограмма будет донесена до всеобщего сведения вне зависимости от ее фактического приема людьми.
 Сообщение через кабель, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения через ее передачу по радио или телевидению посредством кабеля, провода, оптического волокна либо иных похожих средств, в том числе посредством ретрансляции;

  • донесение до всеобщего сведения, то есть донесение фонограммы таким образом, что человек способен получить доступ к фонограмме из любой точки и в любое время на свой выбор;
  • воспроизведение, то есть производство одного и более экземпляров фонограммы либо ее элементов.

Запись сообщения радио- или телепередачи, фонограммы или элемента фонограммы на электронном носителе, в том числе запись в память электронно-вычислительной машины, является воспроизведением, помимо тех случаев, когда такая запись временная и является неотъемлемой и существенной частью технологического процесса, который ставит своей единственной целью правомерную эксплуатацию записи либо правомерное донесение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего обозрения.

  • распределение материалов фонограммы посредством продажи либо другого отчуждения оригинала и экземпляров, которые являются копией фонограммы на любом из материальных носителей;
  • импорт оригинала или экземпляров фонограммы с целью распределения, в том числе экземпляров, которые были изготовлены с разрешением правообладателя;
  • сдача в прокат оригинала и экземпляров фонограммы.

Право на распределение экземпляров фонограммы посредством сдачи их в прокат присуще производителю фонограммы вне зависимости от права собственности на эти экземпляры;

  • видоизменение фонограммы.

Дальнейшее распространение экземпляров фонограммы без учета согласия ее изготовителя и без предоставления ему вознаграждения возможно тогда, когда экземпляры правомерно опубликованной фонограммы вводятся в гражданский оборот с помощью их продажи (статья № 1325 Гражданского кодекса РФ).

Пример 2

Практически это говорит о том, что, один раз передав права на те либо иные фонограммы, правообладатель более не может получать вознаграждение за каждый из проданных компакт-дисков (так называемый принцип "исчерпания права"). Более того, он не должен соглашаться на продажу каждого образца фонограммы, так как это приведет рынок к коллапсу. Однако, в то же время, принцип исчерпания прав не подразумевает копирование дорожек, то есть треков, с музыкального компакт-диска и размещения их в локальной либо глобальной сети.

Публичное исполнение фонограммы, которая была обнародована с целью получения денежных средств, а также ее сообщение в эфир либо посредством кабеля допустимо без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, однако с предоставлением им вознаграждения (статья № 1326 ГК РФ).

Исключительные права производителя фонограммы могут быть переданы согласно договорным отношениям другим людям.

Замечание 7

К наследникам и иным преемникам права изготовителя фонограммы исключительное право на фонограмму переходит в пределах оставшейся части полувекового срока.

По окончанию срока действия исключительного права на фонограмму, она становится общественным достоянием. При этом данное произведение в состоянии свободно использоваться любым лицом в отсутствии чьего-ибо согласия либо разрешения и не предусматривает выплату авторского вознаграждения. При этом находятся под охраной авторство, имя автора и неприкасаемость труда/произведения.

Более того, допустимо без согласия правообладателя воспроизведение фонограммы с личными целями при условии предоставления вознаграждения производителям носителя информации и звуко-(аудио)записывающего устройства.
 

Навигация по статьям

Выполненные работы по менеджменту
  • Менеджмент

    Производственная практика Менеджмент

    • Вид работы:

      Отчёт по производственной практике

    • Выполнена:

      14 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      2 900 руб

    Заказать такую же работу
  • Менеджмент

    Написать контрольную

    • Вид работы:

      Контрольная работа

    • Выполнена:

      14 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 300 руб

    Заказать такую же работу
  • Менеджмент

    карьерная навигация

    • Вид работы:

      Презентация (PPT, PPS)

    • Выполнена:

      13 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      2 200 руб

    Заказать такую же работу
  • Менеджмент

    организация ИП Асфин Никита Александрович Магазин

    • Вид работы:

      Отчёт по практике

    • Выполнена:

      11 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      4 400 руб

    Заказать такую же работу
  • Менеджмент

    совершенствование системы мотивации персонала в учреждениях здравоохранения

    • Вид работы:

      Курсовая

    • Выполнена:

      8 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      4 400 руб

    Заказать такую же работу
  • Менеджмент

    Тема на усмотрение автора

    • Вид работы:

      Курсовая

    • Выполнена:

      7 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      3 600 руб

    Заказать такую же работу