Автор статьи

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

Русская архитектура, основные стили и примеры зодчества в XVII веке

Содержание:

Этапы русской архитектуры XVII столетия

В XVII столетии выделяют несколько исторических этапов русской архитектуры. 

  • Первому этапу характерны идеи и традиции русской архитектуры XVI столетия, то есть предыдущего периоды; 
  • Второму – влияние на него стиля барокко Восточной Европы. 

Второй этап обусловил возникновение в России нового индивидуального архитектурного стиля, именуемого московским барокко.

История архитектуры XVII столетия

После того, как окончился тяжелый исторический период, известный в истории как Смута, Россия оказалась в огромном экономическом кризисе, денежных средств не хватало, из-за чего строительство и, следовательно, развитие архитектуры было начато отнюдь не сразу.

Первые храмы, которые были воздвигнуты по окончанию Смутного времени, имели сугубо мемориальный характер. Вернувшийся из военного похода и польского плена в 1619 года патриарх Филарет, отец будущего основателя династии Романовых - царя Михаила Федоровича, с энтузиазмом решил увековечить память об освобождении России от польских оккупантов.

В 1628–1631 годах по его приказу заново отстроили пребывающий в плачевном состоянии Архангельский собор в Нижнем Новгороде (рис.1). Место восстановления памятника было выбрано не случайно, так как именно в этом городе происходило формирование Второго ополчения. Собор, который сохранил деление фасадов на три части с позакомарным покрытием, увенчали шатром в духе архитектуры второй половины XVI столетия. Известно имя зодчего – им был москвич Лаврентий Семенович Возулин, который работал над данным проектом вместе со своим пасынком - Антипом.

История архитектуры XVII столетия

Рисунок 1 - Архангельский собор в Нижнем Новгороде

Второй храм, также ставший мемориалом «Смутных» событий, – Покровская церковь в селе Медведково, которая была возведена в 1630-е годы знаменитым героем той эпохи - князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. Покровская церковь характеризуется более стройным шатром, а также значительное внимание зодчий уделил декору. К примеру, у основания шатра установили четыре декоративных главки, которые превращали храм в подобие московского собора Василия Блаженного; с официальным названием которого (Покрова на Рву) совпадает и название Покровской церкви в Медведково (рис.2)

История архитектуры XVII столетия

Рисунок 2 - Покровская церковь в Медведково

Активное строительство шатровых церквей было начато в первой половине XVII столетия. В Печерском монастыре Нижнего Новгорода зодчим Возулиным и его сыном также была воздвигнута церковь, которая напоминала своими тяжеловатыми пропорциями построенный ими же Архангельский собор. Но лучшие образцы шатрового зодчества того времени продолжают традицию скорее Покровской церкви в Медведково, нежели творения Возулиных. 

В ту эпоху стало принято строить храмы не с одним, а с двумя либо даже тремя шатрами, которые стали обладать более вытянутыми пропорциями и постепенно заняли роль не столько конструктивных, сколько декоративных элементов. 

Пример 1

Например, Успенская "дивная" церковь в Алексеевском монастыре города Углич, которую возвели в конце 1620-х либо в 1630-е годы, имеет три шатра, которые зодчие сумели поставить в один ряд.

В церкви Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре, построенный в период с 1635 по 1638 годы, шатер целиком несет декоративную функцию: он никоим образом не связан с интерьером храма и является, что называется, "глухим". Один из последних памятников каменного шатрового зодчества того периода принято называть церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652).

Данному храму характерна интереснейшая ассиметричная композиция, увенчанная тремя поставленными в ряд шатрами различной высоты. (рис.3) Придельный храм завершается также шатром немного большего размера. Пятый шатер этого храмового комплекса – колокольня, которая немного возвышается над главным объемом храма. В результате складывается ощущение некоторого беспорядка при строительстве, свидетельствующего о кризисе стиля.

История архитектуры XVII столетия

Рис. 3 - церковь Рождества Богородицы в Путинках

Реформы русской церкви патриарха Никона

В середине XVII столетия Русская православная церковь пережила период реформ и изменений. Прежде всего, реформировались традиционные церковные обряды. Целью данных действий было ликвидировать нововведения, которые появились в церковных обрядах на славянской почве, привести богослужебные тексты к общему виду с византийскими классическими образцами. Главным идеологом данного реформистского движения стал патриарх Никон, который считал, что к нововведениям, на которые также стоит наложить запрет, стоит отнести и шатровые храмы.

Патриарх Никон не единожды говорил о том, что выступает против возведения шатровых церквей, и настоятельно рекомендовал повернуться лицом назад к пятишатровым храмам, которые считал более каноническими. Это, в свою очередь, остановило шатровое строительство. 

Можно упомянуть всего единичные случаи шатрового строительства, появившегося во второй половине XVII – XVIII столетий. Это храмы в Ярославле, в Александровой пустыни под Рыбинском (1678), в селах Аннине, Петровском (1690), Талице (первая половина XVIII в.), Китай-городе Днепропетровской области (1756). Шатры были использованы в качестве завершения колоколен, так как запрет Никона на колокольни не распространялся.

Во второй половине XVII столетия широкое распространение получило строительство крестово-купольных пятиглавых церквей. Как образцы использовались соборы конца XV – первой половины XVI веков. Однако появлялись соборы, которые были признаны самыми авторитетными архитектурными образцами для того, чтобы им подражать. 

Пример 2

К числу таких соборов стоит отнести церковь Иверской Богоматери Валдайского монастыря, Троицкий собор Макарьева Желтоводского монастыря и ряд других. 

В целом пятиглавый крестово-купольный собор вполне удачно подходил для ключевого монастырского либо епархиального кафедрального собора, в связи с этим переход к данному типу сооружений был оправдан и с точки зрения функционала храма.

Совсем другое дело – маленькие храмы для прихожан. Из-за роста посадского, т.е. городского населения, в XVII веке возводилось все большее число посадских церквей, для которых крестово-купольная конструкция являлась не совсем удобной и практичной. Городской храм должен был сочетать наибольшую возможную вместительность при небольших объемах постройки, для чего в идеальной мере подходил тип храма без столпов. 

Во второй половине XVII столетия возникли бесстолпные церкви с пятиглавием, при котором световым являлся лишь барабан центральной главы. Боковые главки были полностью «глухими» и несли исключительно декоративную функцию. 

Пример 3

В качестве примером такого типа храма можно считать Останкинскую церковь в Москве (1668), церковь Григория Богослова на митрополичьем дворе в Ростове (1670) и некоторые другие.

Вторая половина XVII века в архитектуре

Для второй половины столетия характерно появление монументальных архитектурных ансамблей, которые были задуманы и исполнены по единому замыслу. К данным храмам можно отнести, например, возведенный митрополитом Ионой Сысоевичем из Ростова митрополичий двор в Ростове (1670–1680-е), ансамбль Воскресенского Новоеирусалимского монастыря и пр. Из этих храмов, конечно, более знаменит и примечателен с точки зрения архитектуры Новоиерусалимский монастырь, который был построен по замыслу патриарха Никона на реке Истра (рис.4). Комплекс построек монастыря повторяет топографию Иерусалима, а главный собор повторяет очертания по периметру самого храма Гроба Господня. Здесь зодчие отказались от крестово-купольного типа, создав произведение, которое не похоже ни на один из храмов древней Руси. Это скорее изображенное в камне представление о том, каким должен был быть храм Соломона в святом граде Иерусалим.

Вторая половина XVII века в архитектуре

Рис. 4 - Новоиерусалимский монастырь на реке Истра

Такого рода эксперименты являются доказательством того, что в архитектуре Руси XVII века кроме идеологических установок и даже наперекор им «кипели» свои стилеобразующие процессы, нашедшие в конце XVII столетия свое выражение в стиле, который получил название «московского барокко». В эту эпоху выделяется ряд больших заказчиков – строителей храмов, вкусы которых были отображены на модификациях стиля барокко в отечественном церковном зодчестве. 

В московском барокко второй половины XVII века можно выделить несколько направлений: 

  • строгановское,
  • нарышкинское, 
  • голицынское.

В литературных источниках по данной тематике имеет место ряд мнений на московское барокко. Одни ученые видят его отображение в городских храмах середины XVII столетия, густо украшенных кокошниками и изразцами, либо в зодчестве Новоиерусалимского монастыря. Иные склонны связывать его появление с повторения европейского барокко, что, так или иначе, имело место в последней 20 лет века.

 Классические памятники каждого из перечисленных выше течений московского барокко – это по преимуществу усадебные церкви; гораздо реже - посадские храмы, но неизменно построенные по приказу одного из соответствующего дворянского рода: Строгановых, Нарышкиных либо Голицыных. Кроме выявленного таким образом стилистического ядра ученые относят к тому или иному течению и иные здания, которые близки по стилю.

Нарышкинское барокко

Представителями «нарышкинского барокко» являются усадебные церкви в поместьях Нарышкиных, которые являлись родственниками второй жены царя Алексея Михайловича и будущей матери великого Петра I - царицы Наталии Кирилловны (в частности, дядюшки будущего царя – боярина Льва Кирилловича Нарышкина).

Большая часть построек нарышкинского барокко создана в конце 1680-х – начале 1690-х годов. Традиционным памятником нарышкинского барокко можно считать храм Покрова в Филях (рис.5). Невзирая на классическую для храмов XVII столетия композицию, данная постройка имеет очевидные барочные элементы. К описываемой выше церкви близки по стилю такие построенные незадолго до нее памятники, как церковь Воскресения в Кадашах (1687), колокольня московского Новодевичьего монастыря (1690).

Нарышкинское барокко

Рис. 5 - храм Покрова в Филях, нарышкинское барокко

В целом под определение нарышкинского барокко попадает достаточно обширная группа храмов последних 25 лет XVII столетия, отличительной чертой которых можно назвать большое количество белого лепного декора на краснокирпичных стенах, сочетающегося с позолоченными главками. К стилю барокко данные постройки относятся достаточно условно и правильнее будет сказать, что храмы содержат барочные элементы в своих конструкциях и декоре.

Строгановское барокко

Строгановское барокко отображено в памятниках, построенных по заказу знаменитого русского промышленника Григория Дмитриевича Строганова (1656– 1715). Это небольшое количество храмов, построенных в местах работы Строганова: Сольвычегодск (Введенский собор, 1689–1693), Устюжн Железнопольский (Введенская церковь, 1694), село Гордеевка (церковь Смоленской Богоматери, 1694–1697), Нижний Новгород (Рождественская церковь, 1696–1703). В отличие от московского "нарышкинского" зодчества данные храмы были построены в провинциальных областях России, однако различия между ними являются незначительными.

Для них характерной чертой является сохранение традиций Древней Руси. Влияние барокко читается преимущественно в большом количестве элементов декора.

Голицынское барокко

От предыдущих стилей московского барокко в существенной степени отличалось голицынское барокко. К нему стоит отнести ряд храмов, которые были построены по заказу князей Ивана, Петра и Бориса Голицыных. Самым знаменитым памятником является Знаменская церковь в Дубровниках (рис.6). Крестообразное в плане сооружение оканчивается сводом-главой с куполом в форме короны; и композиция, и декор церкви принадлежат стилю барокко.

Голицынское барокко

Рис. 6 - Знаменская церковь в Дубровниках (1690–1703), голицынское барокко

 Среди памятников голицынского барокко выделяется Знаменская церковь в селе Перово. Она является копией собора Петра митрополита Высокопетровского монастыря, возведенного зодчим из Италии еще на стыке XV– XVI столетий, что является подтверждением ориентации семьи Голицыных на архитектуру Западной Европы.

Ученые постоянно говорят о близости голицынского барокко к барочной архитектуре западной Европы. Предполагалось даже участие в возведении данных храмов приглашенных архитекторов из Западной Европы. Невзирая на то, что данные предположения не нашли своего подтсверждения, памятники голицынского барокко больше соответствуют стилю барокко, нежели постройки нарышкинского и строгановского течений. При этом архитектура эпохи Петра Первого пошла по иному пути, и голицынские памятники на нее не повлияли. Скорее нарышкинское барокко оказало влияние на русскую церковную архитектуру XVIII столетия, да и то довольно посредственное.
 
 

Навигация по статьям

Выполненные работы по истории
  • История

    Культура периода Петровской эпохи

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      17 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 000 руб

    Заказать такую же работу
  • История

    Проектно исследовательская работа класс по теме Битва при лесной и е значение в Северной войне минут на выступление дается

    • Вид работы:

      Школьный проект

    • Выполнена:

      16 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      2 000 руб

    Заказать такую же работу
  • История

    Огнестрельное оружие средневековья и его влияние на общественное развитие

    • Вид работы:

      Проектная работа

    • Выполнена:

      16 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      2 500 руб

    Заказать такую же работу
  • История

    НАТО оборонительный или наступательный альянс

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      11 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 400 руб

    Заказать такую же работу
  • История

    ответить на вопросызадания

    • Вид работы:

      Контрольная работа

    • Выполнена:

      4 февраля 2024 г.

    • Стоимость:

      1 600 руб

    Заказать такую же работу
  • История

    ответы на вопросы

    • Вид работы:

      Контрольная работа

    • Выполнена:

      31 января 2024 г.

    • Стоимость:

      1 600 руб

    Заказать такую же работу